Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
01.02.2022
Все сохранившиеся до 2020 года дверные заводы Беларуси живы и здоровы в 2021 году. И это отличный показатель!
Производство дверей деревянных, а также окон в Беларуси показывает впечатляющие результаты даже в период пандемии. Например, в 2020 году выпуск промышленной продукции «Окна, двери, их коробки и пороги деревянные» составил 1,8 млн кв. м. Но уже за первое полугодие 2021 года объем промышленного производства составил 1 млн кв. м, при сохранении заданных темпов по итогам года можно рассчитывать на объем более 2 млн кв. м дверей и окон.
Экспорт товаров из Беларуси категории «Двери, их рамы и пороги» за последние несколько лет находился примерно на одном уровне с тенденцией к незначительной деградации.
Так, за 2018 год — 19 897 тонн, за 2019 – 18 892 тонны, за 2020 – 18 465 тонн. Странная статистическая единица измерения объемов продаж дверей, согласитесь?
В долларах США ситуация следующая: 2018 год — 42,1 млн, 2019 год — 41,6 млн, 2020 год — 40,2 млн.
К большому сожалению, в 2020 году прекратились отгрузки дверей из Беларуси в Гондурас и Доминиканскую Республику, Кувейт, Новую Зеландию, Норвегию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Сербию, Великобританию, Финляндию и Швецию. Новыми рынками в 2020 году стали Австрия и Иран. Из необычного в статистике за 2020 год — среди потребителей дверной продукции «замечены» Австрия (с объемом в 588 кг), Венгрия (с объемом в 610 кг), Израиль (27 кг), Словения (653 кг), Швейцария (278 кг). Не исключено, подобные цифры свидетельствуют, что отдельные производители прощупывают новые для себя рынки реализации продукции, изготавливают образцы и тестовые партии дверей. Основными потребителями дверной продукции в 2020 году остались Российская Федерация (с долей 39 % от общего объема экспорта беларуских дверей), Казахстан (с долей 12 %), что в сумме составляет половину беларуского экспорта дверей. Помимо стран СНГ значительные объемы продукции направляются в Литву (14 %), Латвию (7 %), Кыргызстан (5 %), США (4 %). Эти 4 страны являются потребителями еще 30 % экспорта беларуских дверей.
Импорт товаров в Беларусь категории «Двери, их рамы и пороги» за последние несколько лет находился на одном уровне в натуральном выражении и снижался в стоимостном выражении.
Так, за 2018 год — 17 599 тонн, за 2019 – 16 664 тонны, за 2020 – 16 781 тонн.
В долларах США ситуация следующая: 2018 год — 26,8 млн, 2019 год — 25,7 млн, 2020 год — 23,2 млн.
Таким образом, сальдо торгового баланса в части дверей в Беларуси сохраняется положительным. Статистические данные подтверждают историческую тенденцию: беларуский рынок насыщается недорогими дверями (основной импорт — из России, в 2020 году 86 % от общего объема импорта дверей плюс из Украины 11 %, что в сумме дает 97 % импорта дверей в Беларусь). В то же время на экспорт отправляются двери, которые почти на 60 % дороже импортируемых. А это свидетельствует о том, что граждане стран СНГ доверяют качеству беларуского продукта.
Основными итогами 2020 года можно считать напрочь отсутствующую сезонность спроса на двери, начало роста цен на продукцию, в первую очередь за счет спроса, превышающего возможности беларуских производителей дверей (в 2021 году данный фактор усиливается дефицитом и ростом стоимости сырья и материалов), и кадровый голод в части рабочих профессий, особенно в случаях желания производителей нарастить объемы производства.
За первое полугодие 2021 года статистическая информация представила из себя следующее: экспорт — 9048 тонн (22,2 млн долларов США) и импорт — 5823 тонны (9,3 млн долларов США). Подтверждается тенденция роста экспорта дверей беларуского производства, в первую очередь за счет роста цен на готовую продукцию и значительное падение импорта дверей в Беларусь, что связано со снижением покупательной способности населения внутри страны.
Однозначными проблемами в 2021 году для всех производителей дверей явились дефицит некоторых позиций материалов и комплектующих (плитные материалы типа МДФ, ХДФ, ДСП, точечные позиции фурнитуры и пластиков CPL / HPL, клеевые материалы типа ПВА и ЭВА), а также рост цен на абсолютно все материалы. Именно по этой причине рост цен на двери некоторых брендов с начала 2021 года составил 30 - 50 % и более в процессе поэтапного анализа себестоимостей и пересмотра прайсов. Эксперты в области строительных материалов прогнозируют постепенное снижение спроса на все товары для строительства до уровня 2019 2020 года, в том числе и двери, что связано с опережающим ростом цен на фоне более низких темпов роста доходов населения во всех странах. Первые тенденции начали проявляться в сегменте DIY уже летом 2021 года — как в Европе, так и в странах СНГ. Специалисты также придерживаются идеи о том, что к концу года ожидается незначительное снижение цен на материалы и комплектующие, а соответственно, и на двери как на конечный продукт.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 2021 В БЕЛАРУСИ:
— значительный рост цен на двери — в среднем до 50 %;
— развитие минимализма в конструкциях дверей — плоская дверь с различными облицовками из стекла, зеркала, эмали, шпона и пластика (помним, что главная геометрическая фигура для всех дверников — прямоугольный параллелепипед!); акцент — на модном декоре и стабильном качестве;
— скрытые двери, они же двери-невидимки, стали одним из главных дверных трендов;
— дефицит трудовых ресурсов, МДФ и пиломатериалов;
— выход на рынки, которые ранее не потребляли двери из Беларуси, но у которых в связи с глобальным кризисом возникла такая потребность;
— повышенный спрос на черную фурнитуру и скрытые петли во всех сегментах дверей (так называемый #TotalLook).
ПРОГНОЗ НА 2022:
— кто ищет, тот всегда найдет своего клиента;
— постепенный рост доли дверей из стекла и алюминия в общем объеме продаж и производства;
— стабилизация цен;
Статистические данные взяты из открытых источников:
http://dataportal.belstat.gov.by /
https://www.belstat.gov.by /