Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
10.05.2022
Начало 2021 года не предвещало фактически никаких положительных прогнозов. Сегмент стальных дверей до 10 000 руб., привезенных из Китая, начал существенно проседать из за увеличившейся себестоимости на продукцию китайских заводов. Себестоимость выросла на 30 %. Помимо этого, значительно возрос фрахт, рост составил более 40 % за доставку китайских дверей.
Импортеры дверей из Китая начали в спешном порядке переориентироваться на сотрудничество с российскими заводами и замещать продукцию иностранного производства. Если до 2021 года доля китайских стальных дверей в оборотах основных поставщиков составляла более 80 %, то по окончании 2021 года сократилась до 50 60 % в зависимости от региона. Если в Сибирском федеральном округе китайские двери еще оставались на плаву, то ближе к ЦФО доля российских дверей в матрице увеличилась до 60 70 %.
В середине года, в момент увеличения стоимости металла в РФ, Китай постепенно начал возвращать свои позиции, но все прекрасно понимали, что увеличение продаж по Китаю имеет краткосрочный характер.
Конечные потребители в розничных магазинах на Китай практически не обращали внимания. Специализированная розница постепенно начала выводить Китай из ассортиментной матрицы, т. к. была возможность безболезненно для продаж заменить дверями российского производства. Крупнейшие российские заводы научились производить двери в ценовом сегменте до 10 000 руб. ничуть не хуже, а в большинстве случаев лучше, чем китайские производители.
Рентабельность продаж по китайским дверям с каждым месяцем снижалась и достигла критического уровня. Торговые наценки в оптовом звене не превышали и 20 %, и это при совпадении всех положительных факторов (дешевый фрахт, низкие ж/д тарифы и т. д.). 20 % на рынке с высокими рисками непозволительно мало.
Стальные двери до 10 000 руб. китайского производства также выводятся и с полок DIY. Потребление дверей подобного уровня осталось у строителей жилья эконом класса.
Чтобы дверь из Поднебесной успешно продавалась, она не должна даже близко напоминать китайские двери. У основных импортеров такие двери присутствовали в ассортименте.
При всем вышеописанном нельзя сказать, что 2021 год был провальным. В штуках объемы продаж, несомненно, сократились, но в абсолютных единицах произошел рост. По моим оценкам, рост составил 20 25 % по отношению к 2020 году.
Хочу отметить, что 2021 год был сложно прогнозируемый. Зачастую поставки происходили с большими рисками, что привозить, в каких объемах, было непонятно. Ряд компаний в сезон столкнулись с колоссальным дефицитом продукции, так как сильно перестраховались и сократили объемы закупа, в первую очередь дверей иностранного производства.
Каким будет 2022 год, неясно никому. Последние события в экономике не дают ни пессимистично, ни позитивно смотреть в будущее. 2022 год, на мой взгляд, должен быть по крайней мере не хуже 2021.