Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
10.07.2023
Если подводить итоги 2022 года по работе компаний дверной отрасли ковровского кластера, то можно сказать, что он для фабрик нашего региона прошел неоднозначно.
Так, у крупных фабрик спада не произошло. В частности, наша компания окончила 2022 год по продажам дверей в эмали и натуральном шпоне примерно с теми же показателями, что и в 2021 году. Небольшим предприятиям в 2022 году было гораздо сложнее: из за уменьшения количества заказов кто то временно прекращал деятельность или сокращал рабочие смены и вводил 4-дневную рабочую неделю. У крупных дверных компаний были непростые периоды: заказы тоже падали, но потом достаточно быстро восстанавливались. События 2022 года стали очередным шоком для рынка, предугадать и подготовиться к которым было очень трудно. Если смотреть на это с другой стороны, можно сказать, что за последние три года таких шоковых ситуаций было больше, чем за все предыдущие 20 лет деятельности. То, что крупные компании в Коврове были с заказами, а небольшие тяжело перенесли прошедший год, связываю с тем, что покупатели после пандемии стали больше обращать внимание на стабильность работы, репутацию компании, качество продукции (меньше проблем у продавцов розницы) и разнообразие ассортимента. В период пандемии небольшие компании стали проигрывать по этим показателям, а также по срокам изготовления.
Если говорить о сезонности продаж, то последние пять лет такого явления на нашей фабрике нет. На подъемы и спады продаж, по моему мнению, больше влияют субъективные факторы, о которых я писал выше. Например, сентябрь, казалось бы, всегда неплохой месяц в плане продаж, но в 2022 году был «смазан». Затем в конце года случился отложенный спрос. Такая тенденция наблюдается несколько лет: месяц месяцу рознь. Причем провалы по продажам в некоторые из них бывают труднообъяснимыми. Хочу заметить, что в прошедшем году в Коврове в целом продолжалась тенденция увеличения объема продаж пленочных и эмалевых дверей, а что касается дверей из натурального шпона, то у многих компаний произошло очередное падение.
Что касается веяний 2022 года: в Коврове продолжилось увеличение количества фабрик, которые начали выпускать скиновые двери в пленке и эмали. С середины прошлого года по ним начался достаточно серьезный демпинг, к которому подключились и ульяновские производители. Маржинальность этого сегмента при таких отпускных ценах достаточно спорная. Но предприятия, которые закупили оборудование для производства скиновых дверей, при выходе на рынок с массой похожих дверей хотят удивить ценой, работая на грани маржинальности. При текущих ценах на МДФ (когда нет большой разницы в цене на толщины 3 мм и 6 мм, как было 1,5 года назад) фрезерованные и скиновые двери в себестоимости стали не сильно отличаться.
В Коврове у многих производителей продажи сильно зависят от заказов из стран СНГ. Эта тенденция продолжалась и в 2022 году. При падении уровня продаж в странах СНГ по причине укрепления рубля многие фабрики в Коврове сидели без работы. Если не будет заказов из этих регионов, они просто «лягут».
Также из реалий 2022 года: срочный поиск новых поставщиков материалов и оборудования; изменение логистики поставок некоторых комплектующих и материалов, применяемых в изготовлении дверей. В частности, с уходом некоторых европейских производителей из России было достаточно трудно заменить их на альтернативных поставщиков: производителей клеев специального назначения, промышленных пылесосов, ручного электроинструмента и т. д.
Мне понравилось выражение В. И. Седова: «Если нет ветра — греби». Так вот, последние 3 года всем производителям в России приходится «грести» еще и против ветра, чтобы не сесть на мель.
Какие то прогнозы сейчас давать считаю делом неблагодарным. Все может измениться в один момент. Покупательская способность большей части населения продолжает снижаться (да и влияние санкций на экономику начинает сказываться не лучшим образом), поэтому роста продаж дверей в России (как товара не первой необходимости) ждать не стоит. Многое будет зависеть от состояния строительной отрасли и развития льготных ипотечных программ, т. к. 8 из 10 квартир на первичном рынке приобретаются с использованием ипотеки. Точкой роста может стать ускоренная программа восстановления новых территорий России. Но с учетом текущих реалий рассчитывать на это в ближайшей перспективе было бы, наверно, слишком оптимистично.