Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
10.07.2023
События февраля 2022 года не могли не сказаться на экономике в целом. Как это часто бывает в подобных ситуациях, рынок стало лихорадить от нестабильности курса валют. Многие потребители рассудили, что лучшим способом сберечь свои деньги будет покупка мебели и ремонт жилья. Благодаря этому спрос на межкомнатные двери весной прошлого года вырос на 50 55 %. Соответственно, увеличились объемы продаж. Однако рост был недолгим: в целом по итогам года продажи упали на 25 30 %.
Впрочем, при отсутствии спада производители дверей все равно не смогли бы полностью удовлетворить потребности покупателей. Дело в том, что из за введенных в отношении России санкций дверные фабрики и цеха столкнулись с рядом серьезных проблем. Одна из них касается обслуживания производственного оборудования, которое преимущественно является иностранным. Часть сырья и фурнитуры для изготовления дверей премиального класса также закупалась за рубежом. Возникали у производителей и проблемы с оплатой, так как многие иностранные банки не принимали платежи из России.
Чтобы решить проблемы с импортом материалов, производители стали искать партнеров в Китае, Индии, Турции, Беларуси. Так, Беларусь в 2022 году увеличила экспорт в Россию фурнитуры и комплектующих деталей на 100 %. Часть российских компаний, не удовлетворившись качеством материалов от новых партнеров, перешла на параллельный импорт. Из-за того, что предприятия несли дополнительные затраты, цены на межкомнатные двери выросли по итогам 2022 года в среднем на 10 30 %.
Еще одна трудность, которая встала перед дверными фабриками в прошлом году, связана с продвижением продукции в интернете. Так как деятельность ряда соцсетей в России была признана незаконной, производителям пришлось находить альтернативные каналы для продвижения. Подавляющее большинство участников рынка были вынуждены поменять свои рекламные и PR-стратегии. А это повлекло за собой и увеличение соответствующей статьи расходов.
Санкции дали толчок реализации инвестиционных проектов. Ряд крупных игроков рынка запустили в 2022 году новые производства. Государство, со своей стороны, подготовило программы поддержки отрасли. Речь идет, в частности, о предоставлении льготных кредитов.
Сейчас, по данным игроков рынка, спрос на межкомнатные двери понемногу восстанавливается. Связано это, во первых, с тем, что потребители успели отойти от шока и скорректировать свои планы по строительству, отделке и ремонту домов и квартир; во вторых, с тем, что запланированный ремонт можно отложить, но проблематично отменить. К примеру, люди, купившие в новостройках квартиры с черновой или предчистовой отделкой, так или иначе приобретают для них все необходимое, включая изделия длительного пользования.
Не исключено, что спрос на двери в ближайшее время будет расти. В бюджетном ценовом сегменте он вырастет со стороны покупателей, которые больше не могут позволить себе дорогостоящие покупки, но имеют накопления, которые они хотели бы потратить на что то полезное. Кроме того, в любые кризисы остаются востребованными товары премиум-класса.
По данным аналитиков, с 2017 по 2021 год спрос на межкомнатные двери в России вырос почти на треть. Это было обусловлено и масштабами ввода жилья в стране, и пандемией, когда потребители, лишившись возможности путешествовать, направили свои средства на благоустройство жилья. Таким образом, рынок был на подъеме, что дало начинающим производителям шанс закрепиться в отрасли, а более крупным игрокам — «нарастить жирок». Это значит, что наименее болезненно преодолеют все возникшие в 2022 году сложности те компании, которые выстроили грамотную производственную и маркетинговую политику и поставили себе целью не снижать качество продукции, чтобы сохранить доверие потребителей.