Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
10.07.2023
2022 год отчетливо показал, что макроэкономика и потребительский рынок не имеют прямой связи между собой. В макроэкономике показывали в целом неплохие результаты для ситуации в нашей стране. При этом потребительский рынок сокращался. Этот факт говорит только о том, что банковский сектор, через который осуществляется воздействие, был сфокусирован не столько на потребителях, сколько на «спасении самого себя» и поддержании критически важных отраслей экономики страны: нефтегазовой, оборонной и т. п. При этом деньги из этих отраслей до потребительского рынка если и дошли, то существенного влияния на него не оказали.
В статистических отчетах по строительству мы видим рекордные 102 млн кв. м., сданных в 2022 году. Это примерно на 10 % больше, чем в 2021 году. При этом объем рынка входных дверей сократился, по мнению экспертов, на 10 15 % как минимум. Это означает, что сегмент продаж «розница» сократился в целом по году существенно больше, т. е. на 20 25 %. Дополнительно можно сказать, что наиболее «пострадавшим сегментом» стали двери с розничной ценой от 30 до 50 т.р. Наименее двери с ценой 12-15 т.р.
Что может быть с нашим рынком в 2023 году? Практически все четко понимают, что планировать сегодня больше, чем на 3 месяца, не имеет никакого смысла. Слишком много факторов оказывают влияние на ситуацию. При этом большая часть из них никак не зависит от участников рынка. Вместе с тем планировать надо. Но планировать не столько цифры, которые хочется получить от продаж, а вероятные сценарии развития ситуации и возможное реагирование на них.
Несмотря ни на что, есть «незыблемые» основы.
1. Многоквартирное строительство будет. Несмотря на падение продаж из за негуманного процента по ипотеке, продажи будут. Здесь должны быть решения, расширяющие базу по ипотеке. Скорее всего, это будут адресные решения, нацеленные на определенные категории граждан. Но количество этих людей должно исчисляться миллионами, чтобы обеспечить продажи построенного. Это означает, что стройка будет требовать квартирные, технические и противопожарные двери. С учетом восстановления новых территорий цифры будут не сильно меньше 100 млн кв. м. или около 1,2 1,5 млн. дверей в год на первичку и не менее 350 400 тысяч штук на квартирную вторичку по новостройкам. Касательно вторичного жилого фонда ситуация пока будет ухудшаться в силу снижения на нее спроса. Тем не менее, двери стоимостью 25 40 тыс. руб. будут востребованы в достаточном объеме.
2. Малоэтажное строительство будет. Последние годы оно росло опережающими темпами. Появились регионы, где продажи дверей для дома уже не уступают квартирным дверям по количеству. Здесь планируются стимулирующие меры. Это означает, что будут востребованы около 350 400 тысяч дверей в год с терморазрывом и «непромерзающими» замками.
Если прогнозировать рынок в целом на 2023 год, то исходя из трендов он, скорее, сократится еще на 5 10 %, чем вырастет, т. е. восстановится. Точнее прогнозировать просто не представляется возможным.
Что делать в этой ситуации? Новых советов здесь сложно придумать — надо работать и искать дополнительные возможности, в т. ч. и в диверсификации. В конечном итоге выигрывать будут те, кто не столько приспосабливается к ситуации, сколько реально занимается ежедневным развитием и улучшением своего бизнеса.
В нашей отрасли есть предприятия, которые в 2022 году увеличили свои продажи. К их числу относятся производители дверей, которые смогли войти в новые каналы сбыта и потеснили тех, кто не смог своевременно отреагировать на ситуацию. Есть производители, которые смогли вернуться на рынок после нескольких лет практически полного отсутствия. Есть производители, которые диверсифицировали свои продуктовые линейки и вошли в новые для себя сегменты, заняли неплохую долю рынка.
Что из этого следует? Если есть положительные примеры роста на «снижающемся» рынке, значит, все не так уж плохо. Как говорится: «Нет ухудшения или улучшения ситуации, есть ее изменения». В любом изменении нужно не только увидеть «минусы» и расстроиться из за этого, а вернее, из за того, что нужно снова меняться и сильно работать. Главное — рассмотреть в ситуации «плюсы» и суметь ими своевременно воспользоваться.