2022 год выдался нелегким, можно сказать, неудобным. События налетали, как ураган. Неожиданно и стремительно, так что не успевали подстраиваться.
В середине года у клиентов появилось чемоданное настроение, и все как то приуныли. Все как будто замедлилось, но в конце года вроде ситуация стабилизировалась.
Ситуация на рынке немного поменялась. Если раньше выбор клиента склонялся в сторону дверей из ценных пород, сейчас больше интереса проявляют к технологичности. Конечно, остались еще клиенты из «старой гвардии», которые принципиально стоят на своем. Они всегда будут, особенно на юге.
Уже 2 й год актуальность скрытых дверей не уменьшается. К ним еще добавились двери под потолок.
Аренда, как обычно, необоснованно дорогая. На Кавказе всегда было сложно зарабатывать. В любом сегменте во главе угла — стоимость. Неважно, какой у вас сервис, отличительные качества, оригинальность. У всех клиентов есть кто то, кто попросит дополнительной скидки: твой друг, дальний родственник, близкий родственник и т. д.
Приходится вкладывать немалые суммы в витринные образцы. Я помню времена, когда они выдавались на ответственное хранение. И сейчас у меня есть знакомые предприниматели в дверном бизнесе, которые сотрудничают с зарубежными производителями. Им выдаются витрины и образцы на ответственное хранение, и при выполнении плана продаж даже компенсируется часть арендной платы. Думаю, что этот вопрос мешает развитию дверного бизнеса в регионах.
Для пояснения хотелось бы добавить следующее: за последние годы торговля изменилась. Недостаточно иметь крутой, продвинутый товар; необходимо его так же круто презентовать. Дверные, мебельные, сантех шоурумы превратились в дворцы. Кроме того, что в большинстве случаев арендатору приходится вкладывать большие суммы в оформление ремонта, приходится не меньше инвестировать в товар и идти на большой риск.