Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Рынок дверей

12.07.2023

Григорий Кирпиченко, официальный представитель «ВОЛХОВЕЦ», Torex, республика Крым



2022 год начался с ожидаемого сезонного затишья, которое закончилось в конце февраля и перешло в неожиданный мартовско­апрельский бум. В целом по году такое понятие, как сезонность, начало размываться. Было несколько пиковых месяцев, в остальном ощущение, что рынок и покупателей поставили на паузу.

В Крыму несколько локомотивов продаж:

1. Покупатели недвижимости с материка (как инвесторы в недвижимость, так и переезжающие на ПМЖ), впоследствии переходящие в покупателей дверей и прочих сопутствующих ремонту товаров.
Поток этих покупателей существенно снизился. Причины, думаю, всем очевидны: крайне сложная и утомительная пассажирская логистика на территорию Республики Крым, которая составляет не менее 20 22 часов. Вариантов у путешественника немного: прямой путь на автомобиле или прямой путь на поезде или на самолете до «ближайшего» аэропорта (Сочи, Минводы), а затем автомобиль или опять же поезд. По отзывам покупателей, прошедших любой из этих путей, поездка превращается в мучение и осуществляется по крайней необходимости.
К причинам оттока можно отнести и искаженную информационную картину об истинной ситуации в Крыму.
К тому же общее ощущение неопределенности вынуждает многих покупателей недвижимости отложить приобретения до лучших времен.

2. Следующая категория — это состоятельные покупатели-бизнесмены, ведущие бизнес и проживающие на территории Республики Крым. Часть из них покинула Крым; у части дела шли не самым лучшим образом. Инвестиции в объект строительства или приостанавливались, или от приобретения объектов отказывались вовсе. Отдельно хотелось бы выделить туристический бизнес, который ежегодно давал продажи дверей в абсолютно разных ценовых категориях. По вполне понятным причинам сезон не удался. И большая часть туристических объектов не планирует делать ремонт или расширяться. На сайтах-агрегаторах большое количество объектов недвижимости: гостиниц, апартаментов, находящихся в продаже.

3. Местные жители, условно находящиеся в сегменте средний минус. Таких клиентов стало совсем мало. Они перешли в категорию эконом и покупали гораздо более скромные продукты или поставили ситуацию с ремонтом на паузу.

Безусловно, из этих категорий в 2022 году шел трафик, но настолько незначительный, что коллеги как дверного бизнеса, так и смежных давали простой и емкий комментарий сложившейся ситуации: «людей нет». Свой весомый вклад в приток клиентов вносили дизайнеры и постоянные покупатели. Субъективно показалось, что в сегменте средний плюс и выше есть пусть и небольшое, но движение. Сложность работы с этим сегментом заключается как в широте предложения продукта, так и в нередком стремлении клиента привезти всю комплектацию для дома или квартиры с материка.

За этот год закрылось гораздо больше магазинов, чем открылось вновь. Кто то не рассчитал свои силы по стоимости аренды и ожидаемому трафику, кого то подвели поставщики, кто то решил все бросить и уехать. К слову, стоимость аренды в 2022 году увеличилась относительно 2021 года на 5 10 %, стоимость доставки товаров с материка во втором полугодии увеличилась минимум в два раза.

Покупательское поведение очень чувствительно к новостной повестке. Любая негативная новость или событие влияют на поведение. Было несколько периодов осенью, когда трафик после громких новостных поводов падал до нуля.
Еще несколько слов уделю наиболее важному сегменту — это продажа недвижимости. По оценке некоторых риелторов, общая цена лотов, реализованных в Крыму, упала от 15 до 25 %. При этом основная масса сделок имеет ценовой диапазон от 5 до 6 млн руб. Оценить дисконт на более дорогие лоты не представляется возможным.

Часть продавцов держат на свои объекты дофевральскую цену, не желая продавать дешевле в угоду сложившейся конъюнктуре. Есть движение в секторе обмена объектов недвижимости между покупателем и продавцом; жилищные сертификаты также немного оживляют стагнацию рынка. Общее падение продажи недвижимости в стоимостном выражении относительно 2021 года можно оценить в размерах 25 35 %. В 2022 году рынок недвижимости из рынка продавца превратился в рынок покупателя.

У продавцов дверей разное мнение о сложившейся в 2022 году ситуации. Для одних правильная стратегия — это продолжать взбивать молоко в масло и экономить ресурсы, меняя ассортимент, сохраняя площади и ценный персонал. Кто то считает правильным войти в режим летаргического сна, сжаться в комочек, избавившись от продавцов, и переждать бурю. Безусловно, есть и примеры вновь открывающихся магазинов. Какая из этих стратегий окажется правильной, покажет новый 2023 год. Тут уж каждый предприниматель должен ответить на исконный вопрос: стакан наполовину пустой или полный?

Тренд на будущий 2023 год берет свое начало в 2022-м и продолжает прошлый год. И без нормализации выше­упомянутых вопросов: урегулирования политических вопросов, нормализации психологической атмосферы, логистики, особых изменений не будет. Притом, что возможностей для еще большего ухудшения экономической ситуации огромное множество.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group