В 2023 году в Республике Беларусь были приняты меры по ограничению цен на материалы и продукты, используемые для строительства объектов социального значения, что привело к применению в отделке самых дешевых материалов и продуктов.
При проведении тендерных закупок или переговоров на закупку отделочных материалов самым главным критерием стала выступать цена.
В связи с введением санкций и действительной курсовой ситуацией в республике мы ощутили рост цен на комплектующие, на некоторые позиции в 2 3 раза, что привело к увеличению цены на конечный производимый продукт и существенному сокращению проводимых тендерных закупок и переговоров также в 2 3 раза.
На рынке объектных продаж происходят значительные изменения в сторону строительства коммерческой недвижимости различного назначения с привлечением частного капитала, причем 100 %. Такие компании строят свои объекты без отделки, затем сдают в аренду площади, и уже арендаторы, в свою очередь, делают ремонт под свои нужды и потребности. Но с введением санкций даже большие ретейлы остановили расширение своих сетей.
Такая же ситуация и на рынке жилищного строительства, например, такие застройщики, как «А-100 девелопмент» или «Домстройагент», которые являются в нашей республике «флагманами» и занимают около 50 % рынка, работают с помощью привлечения инвестиций от частных лиц или конечного потребителя.
Увеличение доходов физических лиц плюс кредитная политика дают возможность производителям работать в сегменте B2C в сторону расширения модельного ряда по нестандартным размерам и нестандартной отделке (решениям) производимых продуктов. Но, к сожалению, это не наше основное направление. В этом сегменте рынка мы можем предложить коттеджные входные стальные двери с терморазрывом, продажи которых увеличились у нас на 70 80 % по сравнению с прошлым годом.
С учетом всех перечисленных изменений белорусские производители работают в направлении диверсификации рынка в сторону стран СНГ. Экспорт нашего производства занимает около 85 % от всего объема производимой продукции.