Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
20.02.2024
В «дверном деле» первый кризис продаж я застал, наверное, как и многие, в самом конце 2008 года, он продлился весь 2009 год и ознаменовал конец «тучных нулевых».Многие предрекали крах отрасли в том или ином виде, но, начиная уже с 2010 года, все постепенно восстановилось и даже превысило прежние достижения. Рынок адаптировался.
В конце 2013 года снова заштормило, резкий обвал вдвое курса доллара лавинообразно увеличил сначала спрос, а затем и цены. Но спад не продлился долго, продажи дверей стабилизировались уже в 2014 году, показав неуклонный рост. Дверников в основном заботило открытие очередных строительных гипермаркетов. Очевидно, что при открытии очередного «Леруа Мерлен» рынок мелких продавцов вокруг сразу терпит крах. Каждый год на каждой конференции отмечали наступательное развитие одного из главных строительных гипермаркетов и ожидали тотальных закрытий.
Но глобальных закрытий не произошло вплоть до 2020 года, когда в марте началась самоизоляция и карантины.
Кризис модифицировал дверной рынок, продажи дверей ушли в подполье и интернет. Со второй половины 2020 года и до начала 2022 года дверной рынок развивался, и, казалось, ничего уже не может быть хуже. Обрушение курса рубля провоцирует всплеск продаж. Затем на дверной рынок, как и на многие другие отрасли, стали влиять абсолютно новые и непредсказуемые факторы. Проблемы с сырьем, с живой силой на производствах, запрет покупать в привычном месте привычные комплектующие — словом, это и был настоящий кризис. Большинство продавцов дверей в 2022 году впервые пережили сезон «без сезона».
2023 год начался и протекает пока в привычном темпе, уже не пугают пессимистичные прогнозы, все погрузились в работу, которой стало много.
На фоне кризиса всего и вся возник дефицит. Казалось бы, падение спроса, у людей заботы совсем другие, но дефицит, тем не менее, возник.
Производства загружены и перегружены. Мы сталкиваемся с нехваткой рабочего персонала во всех сферах. А имеющийся персонал резко повзрослел. Если лет 15 назад в 30 лет человек уже обязан иметь хорошую работу, чтобы считаться успешным, то сейчас в этом возрасте человек находится в начале карьеры. А у молодого поколения сегодня другие приоритеты, например, «блогерство». Очевидно, что эта мода пройдет так же резко, как и возникла, или трансформируется в более профессиональную сферу, требующую соответствующего образования.
Выводы
1. Дверной рынок жив!
Основная масса готовых потребительских товаров в дверной отрасли не подорожала в разы, как недвижимость и «движимость», можно строить планы на 2024 год.
2. Прогнозы — дело неблагодарное.
Прогнозы скорее позитивные, чем негативные. 2023 год уже с большой долей вероятности станет лучше 2022 года. Этого никто не ожидал, достаточно вспомнить прогнозы падения рынка до 30 % от пессимистов в первой половине 2022 года в выпусках «Дверного Дела».
Развитие сильно зависит от кредитно-денежной политики государства. В «тень» уже никто не уйдет, тем более в существующей налоговой реальности.
Ситуация будет развиваться одновременно стремительно и плавно. Очень хочется, чтобы экономику начали накачивать деньгами по настоящему, а не только через зарплаты контрактников. Для этого потребуются существенные изменения, но, к сожалению, вряд ли они наступят в следующем году.
Дверной рынок выживет. Как вода, протечет там, где никто не ожидает. Трансформируется так, о чем еще никто не помышляет.
Маски то уже все выкинули? А буквально 2 года назад из дома без них не выходили, и нам «рисовали», что так будет всегда…