Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Интервью

30.11.2007

Мы производим около 1 миллиона дверных полотен и 750 тысяч коробок.3/4. нашей продукции продолжаем продавать на польском рынке...

Jacek Sarnowski
52 года, совладелец и председатель правления Porta KMI Poland. Закончил в Польше лицей и техникум по специальности строительство, a затем выехал во Францию, где в Париже закончил урбанистку. Первых успехов в бизнесе добился в скорняжной отрасли. Является одним из учредителей большой группы Komfort SA, в состав которой входит, основанная им в 1992 году первая фабрика дверей из группы Porta KMI Poland. Созданная 15 лет тому назад Porta ныне является самым большим производителем дверей в Центрально-Восточной Европе. Яцек Сарновски – это фан своего дела, любит хорошие фильмы, музыку, спорт и путешествия. Последняя его пассия – велосипед и велосипедные прогулки: последний отпуск провел, путешествуя наддунайской туристической трассой от Вены до Пассау, в этом году планирует провести свой отпуск на велосипедных трассах в Голландии.
 
─ Porta сегодня это вне сомнения № 1 в производстве польских дверей. Отечественный рынок стал для Вас по-видимому тесен, так как Вы начали строить фабрики в других странах?
─ Мы производим около 1 миллиона дверных полотен и 750 тысяч коробок.3/4. нашей продукции продолжаем продавать на польском рынке – можем, правда, иметь на этом рынке еще большую долю, но это не было бы для нас полезным, поскольку каждое колебание конъюнктуры здесь, негативно отражается на фирме. Поэтому мы хотели бы расширить нашу деятельность, чтобы «фундаментные основы», поддерживающие фирму, были в разных местах, на разных рынках. Мы придерживаемся мнения, что румынский рынок вместе с Южной частью Европы станет для нас «второй ногой». Если ухудшится ситуация на польском рынке, то большие мощности будут задействованы там. Мы не прогнозируем какого-то негативного сценария развития событий, но известно, что на каждом рынке рано или поздно наступает падение конъюнктурного цикла, и мало правдоподобно, чтобы это произошло одновременно на двух разных рынках. Ныне в Польше мы переживаем фазу роста и в течение ближайших лет этот рынок будет расти, а в Румынии такой период наступит через несколько лет – возможно его пик придется на период деконъюнктуры в Польше. И тогда мы будем думать о том, чтобы перебросить туда часть сил, оборудования, инвестиционных средств. Такова наша философия, но и она может быть откорректирована.
─ Почему Вы открыли свою первую заграничную фабрику именно в Румынии?
─ Потому что это страна с 22 миллионами населения – вторая по величине среди новых стран-членов Европейского Союза. Граничит с бывшей Югославией, Венгрией, Молдовой и Украиной. Наша румынская фабрика находится на расстоянии 280 км от Будапешта, 300 – 400 км от Югославии, Болгарии. Прекрасные пути сообщения в ближайшее время будут проходить вблизи фабрики. А румынский рынок напоминает польский рынок средины 80-х гг.. На сегодняшний день мы являемся единственной, если говорить о масштабах производства и гамме предлагаемых изделий, фабрикой по изготовлению дверей. Разумеется, работают там мастерские и небольшие производственные фирмы, а на рынке продажи присутствуют Kronodoor и Classen, но такая большая фабрика существует там только одна.
─ Однако, результаты первых двух лет не вселяют оптимизма?
─ Каждый месяц кто-то, где-то пробует анализировать результаты нашей румынской фирмы, чтобы констатировать, что дела обстоят не самым лучшим образом. Это немного напоминает одного заключенного, который, всякий раз, когда видел тюремного надзирателя спрашивал его: „который час”? Тот несколько раз очень терпеливо отвечал, но в конце концов, рассердился и сказал заключенному: „твое пребывание здесь исчисляется на в часах, а в годах”. Именно таковой является наша инвестиция в Румынии, она рассчитана не на немедленную прибыль, а на многолетнюю перспективу. Первый год закончился убытками, второй уже меньшими, но на третий мы уже получили порядочную прибыль. И не может быть по-другому, если вы строите большой организм, генерирующий большие постоянные затраты. Поэтому такое начинание под силу только большой фирме, сильная с финансовой, но прежде всего с организационной, точки зрения, которая сможет справиться с большими расходами на протяжении длительного периода времени. А именно таковой фирмой является Porta. Для наших масштабов румынская инвестиция не была слишком большой проблемой, a предусмотренные там убытки, не имели существенного влияние на общее состояние всей фирмы.
─ Насколько мне известно, там Вы не экономили на технологиях.
─ В Араде мы построили самую современную в Европе фабрику по производству дверей. Оснастили ее самыми современными производственными линиями, которые были поставлены нам европейскими лидерами в производстве станков для деревообрабатывающей промышленности. Мне известно, что после нас, никто другой в Европе не строил такой большой фабрики, поэтому более современных решений нет. На сегодняшний день фабрика имеет 10 тысяч кв.м производственных площадей, но этого уже слишком мало: строим очередной цех площадью 10 тысяч кв.м. (максимальная площадь всего предприятия 35.000 кв.м) и, думаю, что через 3 месяца его строительство будет закончено. Оснастим его очень современными производственными линиями, в т.ч. линиями для производства коробок porta-system. Как видим, все идет в соответствии с нашим планом, а может даже и лучше, чем предвиделось.
─ Но на этом кажется Ваши заграничные инвестиции не закончились. К нам дошли слухи о покупке земельного участка на Украине.
─ Поскольку наши дела в Румынии идут уже своим чередом, мы подумываем теперь о восточных рынках – на самом деле хотим построить фабрику на Украине. Ищем землю – до конца года хотели бы купить земельный участок площадью 10 гектаров под строительство фабрики. Мы построим там значительно большую фабрику, чем в Румынии, поскольку из румынского опыта знаем, что малое предприятие – это хорошо, но чтобы обозначить свое присутствие на восточном рынке, надо показать свою силу, надо войти туда с большим размахом. Потому, что в сознании людей на востоке малое – это не обязательно хорошее. Они не любят слабых. Если создадим малый, невзрачный заводик, то получим вопрос от украинского или российского бизнесмена, а сколько это стоит, причем вместе с Тобой? Если ты не сильный и богатый, то не вызываешь уважения, поскольку там это означает, что ты просто-напросто слаб. Это восточный менталитет и надо к этому приспособиться. Разумеется, отдаю себе отчет в том, что не каждый может себе это позволить.
─  И это не страны Европейского Союза, как, например, Румыния. Как там ведутся дела? Иначе чем в странах ЕС?
─ Существует совсем другой подход к иностранному капиталу. Когда мы приехали в румынский Арад, нас приняли представители местных городских властей и сделали все, чтобы мы именно там строили свою фабрику. За земельный участок мы платили по 6 Евро за кв.м, включая подведение всех коммуникаций. У нас не было никаких проблем. Все было подготовлено вовремя, без каких-либо махинаций – было одно желание – чтобы мы сделали там свое капиталовложение и создавали новые рабочие места. Все нам содействовали: и городской архитектор, и органы местного самоуправления, и Союз предпринимателей. Речь шла о привлечении иностранного капитала в этот регион и о создании новых рабочих мест. На Украине же, еще остались следы давней ментальности, разветвленный административный аппарат. Множество, часто противоречивых, нормативно-правовых актов. Бюрократия и нездоровое желание чиновников показать «кто здесь хозяин».
─ Какое это имеет влияние на реальные трудности в процессе капиталовложений в этой стране?
─ Процесс инвестирования показывает реально пропасть между нашими странами. На Украине все еще существует необходимость «улаживать». Не покупать, а именно улаживать – при чем за очень большие деньги. Например, у нас геодезические карты, необходимые для начала проектных работ стоят 1500– 1600 злотых (ред.: 400 Евро), а там такая же карта для наших нужд стоит 7 тысяч Евро! Там за все надо платить астрономические суммы. Поэтому ищем. Надеемся, что в конце концов найдем город и местные власти, которые начинают думать нормально об иностранных инвестициях и хотят появиться на экономической карте современной Европы.
─ Не отбивает ли это желания реализовать эту инвестицию? Не лучше ли еще подождать?
─ Инвестирование на Украине на самом деле связано со значительно большим риском чем в Румынии. Однако, мы хотим рискнуть, потому что ныне мы можем себе это позволить. Но мне также кажется, что я немного знаю украинский менталитет, я себя там свободно чувствую, владею русским языком и люблю тамошних людей. Часто встречаю не только западных, но и польских бизнесменов, которые ни за какие деньги не хотят туда ехать – для них это другой, неприятный для них мир. У меня нету такого чувства – я могу понять и принять те условия; более того, я люблю славянскую душу. И несмотря на многочисленные трудности и неудобства, я готов пойти на бизнес-риск и построить там современный завод по производству дверей. Завод, который одновременно станет визиткой новой культуры бизнеса на Украине и примером внедрения новых технологий – и, надеюсь, что еще перед выходом на пенсию, стану ведущим производителем дверей.
─ А Россия? Удастся ли Вашей фирме войти на российский рынок перед Вашим выходом на пенсию?
─ До пенсии еще далеко, мне 52 года. Однако, ныне торгового присутствия уже мало. Чтобы прочно закрепиться на этом рынке с дверьми европейских стандартов и такой разнообразной гаммой, необходимой в современном российском строительстве, надо там быть. Ищем достаточно большого производителя дверей в России, вместе с которым, используя его существующие козыри, а также наш опыт на различных рынках в вопросах производства и дистрибуции, создадим сильную фирму в этом регионе Европы. Мы охотно поделимся опытом, прибылями и риском. И не потому, что мы боимся сделать это сами, а потому, что у нас обычно уже не хватает на это времени, не хотим его терять.
─ Видно ли уже на горизонте партнера для такого начинания?
─ Ведем переговоры с каждым заинтересованным и теми, кто думает подобным образом, но пока еще никого не выбрали, спокойно ожидаем. Тем временем, два месяца тому назад, мы купили в двух километрах от Большева – нашего нынешнего главного офиса – участок площадью 8 га и намереваемся построить там суперсовременный завод по производству новой гаммы дверей, адресованной главным образом потребителям на Западном и Северном рынках. Как видно, не инвестируем только за границей, развиваем также наши польские предприятия.
─ Желаю реализации планов. Спасибо за беседу.

Выражаем благодарность изданию «Polskie okna I drzwi» и лично Robert Klos за предоставленный материал.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group