Вернуться к списку статей

21.10.2008

В рамках данной статьи специалисты ABARUS Market Research совместно с коллегами из аналитического агентства «ДверноеДело.Ру» предлагают обзор российского рынка межкомнатных дверей, развитие которого изучено за период с 1999 по 2007 год.

Настоящая статья посвящена состоянию российского рынка межкомнатных дверей. Аналитическое агентство ABARUS Market Research обратило свой интерес к теме межкомнатных дверей в середине 2007 г. Несмотря на выпуск готового отчета по данной теме и проведение нескольких заказных исследований в течение последнего года, процесс изучения данного рынка специалистами нашей компании не прекращается. Товарные рынки, подобные этому, страдают отсутствием достоверной статистической информации.  Намного более точным способом описания рыночной картины является сбор данных о продажах на внутреннем рынке, однако собрать разрозненную информацию по продажам всех производителей и поставщиков дверей в стране по целому ряду лет – дело не из легких. Поэтому альтернативным способом может быть комбинированный – на основе статистики производства и импортно-экспортных потоков с учетом оценочных данных по продажам за последний год. Такой способ позволяет переносить корректировку статистики производства на предыдущие периоды. И даже, несмотря на то, что количественные показатели рынка, построенные таким методом, не лишены погрешностей, все-таки есть возможность достаточно достоверно отразить общие тенденции в динамике, что для изучения потребительских рынков является самой важной задачей.

Статистика

Согласно официальным статистическим данным, дверные блоки в России производят около 500 предприятий разных отраслей. На самом деле их больше 1000. Наибольший объём производства обеспечивают деревообрабатывающие заводы и комбинаты, лесокомбинаты, заводы деревоизделий и мебельные фабрики. Дверные блоки также выпускаются предприятиями, производящими стройматериалы, фабриками столярных изделий, металлургическими заводами, ремонтно-строительными предприятиями и др.

Динамика отечественного выпуска дверей представлена в Таблице 1, где также приведены статистические данные импорта и экспорта. Упомянутые данные приведены, скорее, с ознакомительной целью, так как в дальнейшем мы будем корректировать статистическую информацию. Перевод количественных показателей производства из кв.м в единицы осуществлен, исходя из стандартного размера одной межкомнатной двери в 1,8 кв.м. Статистика импорта и экспорта ведется в килограммах, поэтому в данном случае для пересчета взят средний вес одной двери в 25 кг.

Таблица 1. Статистика производства и внешней торговли

Год
Производство, тыс. кв.м
Производство, тыс. шт.
Импорт, тыс. шт.
Экспорт, тыс. шт.
1999
3011,1
1672,8
332
113
2000
3137,3
1742,9
508
141
2001
3225,2
1791,8
634
145
2002
3228,8
1793,8
649
185
2003
3054,6
1697,0
625
211
2004
2955
1641,7
448
169
2005
4747,3
2637,4
342
292
2006
6507,7
3615,4
417
490
2007
9305,5
5169,7
342
441
Прирост за последний год, %
43,0%
43,0%
–18,0%
–10,0%
Прирост за весь период, %
209,0%
209,0%
3,0%
290,3%

Источник: ABARUS Market Research на основе данных ФСГС и ФТС РФ.

Расчеты компании «Дверное дело» показывают, что в 2007 г. в РФ было продано 11-12 млн. шт. межкомнатных дверей. Эти цифры свидетельствуют, что статистика российского производства занижена как минимум в два раза. Опираясь на это наблюдение, приводим собственную динамику производства, которая отражена на Рисунке 1, где на наш взгляд, количественные показатели выпуска в большей степени соответствуют реальности. Предполагается, что статистические искажения за весь рассматриваемый период равномерны.


Рисунок 1. Российский выпуск межкомнатных дверей. 

 

 

 

 

 

 


 Источник: ABARUS Market Research, «ДверноеДело.Ру» на основе данных ФСГС РФ.

Теперь мы можем оценить, как изменялись темпы производства дверных блоков в течение последних девяти лет. До 2004 года выпуск дверей в стране снижался в связи со слабой конкурентоспособностью отечественных предприятий или её отсутствием вовсе. В течение нескольких лет отечественные производители переоснащались и учились копировать продукцию именитых западных брендов, которые заполонили отечественный рынок, а затем начали вытеснять с рынка итальянских и испанских производителей, что привело к уменьшению объёмов импорта дверей. В результате, начиная с 2005 года, производство дверей в стране растет более чем на треть ежегодно.

Уровень концентрации отечественных предприятий по выпуску межкомнатных дверей достаточно низкий. Наибольшая концентрация производства межкомнатных дверей находится в Европейской части страны. Несмотря на большое количество производителей, которые равномерно расположены по регионам России, конкуренции как таковой между ними не наблюдается, что объясняется высоким спросом на отечественные дверные блоки в последние годы.

В целом намечается тенденция уменьшения объёма выпуска дверей некоторыми деревообрабатывающими комбинатами, заводами, которые были главными поставщиками дверей на российском рынке в прошлом веке и в начале этого столетия. Их мощности полностью загружены, оборудование многих компаний устарело, а качество обработки древесины и изготовление дверей уступает современными стандартам и потребностям. Что же касается молодых, динамично развивающихся предприятий, то здесь ситуация обратная: оснащённые современным оборудованием и технологиями, они набирают высокие темпы роста объёмов производства и являются востребованными на рынке. К наиболее популярным и представленным на рынке межкомнатных дверей, крупным по масштабам производства и сбыту продукции на сегодняшний день можно отнести:

1. Предприятие ЗАО «Деревянная архитектура», которое может по праву называться передовым по мировым масштабам производителем межкомнатных дверей с самой современной технологией.

2. Завод «Волховец» – изготовитель межкомнатных дверей под маркой «Двери Волховец», хорошо зарекомендованный на рынках Москвы, Санкт-Петербурга и других регионах России. Завод «Волховец» был основан в 1993 году. За прошедшие годы завод вырос в мощное, динамично-развивающееся предприятие, оснащенное самым современным оборудованием и использующее передовые технологии производства межкомнатных дверей

3. Фабрика «Краснодеревщик», расположенная в городе Челябинске, которая была основана в 1993 году как узкоспециализированное предприятие для производства межкомнатных дверей. Развитая инфраструктура и наличие вспомогательных производств свели к минимуму зависимость от внешних поставщиков. Ежемесячно на фабрике производится свыше 35 тысяч дверных блоков в полном ценовом ассортименте, от «эконом» класса до класса «премиум».

4. Компания «Александрийские двери», созданная в 1993 г. как предприятие с узкой специализацией на производстве межкомнатных филенчатых дверей. Весь цикл производства компании «Александрийские двери» сегодня построен на использовании последних итальянских технологий производства межкомнатных дверей. В данный момент «Александрийские двери» располагают собственным цехом по обработке стекла, уникальное оборудование которого позволяет реализовывать даже сложнейшие дизайнерские решения с криволинейной гравировкой стекла.

5. Фабрика дверей «Оптим», перешедшая на полную автоматизацию производства, посредством использования только высококачественного сырья, импортного оборудования, что обеспечивает европейский уровень качества продукции. Благоприятные условия Особой экономической зоны – Калининградской области – позволили фабрике дверей «Оптим» расширить географию поставок до рынков России и стран СНГ.

6. Компания «Берсони» – современное, динамично развивающееся российское предприятие. Современное оборудование и большой опыт производства позволяют предприятию изготавливать межкомнатные двери неизменно высокого качества. 
 
Импорт

Выше уже были приведены данные импорта по статистике. Специалисты компании «Дверное дело» предполагают, что официальные данные импорта значительно занижены. Это касается как московской таможни (двери из Западной и Восточной Европы), так и питерского направления (двери производства Финляндии). Также в Россию ввозятся двери под видом «полуфабрикатов» или действительно полуфабрикатов с последующей доработкой в России. Статистика по экспорту может считаться  более или менее объективной, так как экспортом занимаются в основном крупные производственные компании.

  Таблица 2. Основные характеристики российского рынка межкомнатных дверей.

Год
Производство, тыс. шт.
Прирост, %
Импорт, тыс. шт.
Экспорт, тыс. шт.
Объем рынка, тыс. шт.
Доля импорта
1999
3345,7
 
664
113
3896,7
0,17
2000
3485,9
4,2%
1016
141
4360,9
0,23
2001
3583,6
2,8%
1268
145
4706,6
0,27
2002
3587,6
0,1%
1298
185
4700,6
0,28
2003
3394,0
-5,4%
1250
211
4433,0
0,28
2004
3283,3
-3,3%
896
169
4010,3
0,22
2005
5274,8
60,7%
684
292
5666,8
0,12
2006
7230,8
37,1%
834
490
7574,8
0,11
2007
10339,4
43,0%
684
441
10582,4
0,07

Источник: ABARUS Market Research, «ДверноеДело.Ру» на основе данных ФСГС и ФТС РФ.
 
За период с 1999 года Россия превратилась из нетто-импортёра в нетто-экспортёра дверных блоков, что, несомненно, благоприятно повлияло, и будет влиять на отрасль. Объём импорта уменьшился за рассматриваемый период на 57%, а объём экспорта увеличился на 552%.

Рисунок 2. Соотношение импорта и экспорта  межкомнатных дверей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: ABARUS Market Research, «ДверноеДело.Ру» на основе данных ФТС РФ.

Импорт в настоящее время составляет, по расчетам ABARUS Market Research, всего около 7% в общем объеме рынка. Импортируются в Россию, в основном, дверные блоки, изготовленные крупнейшими европейскими производителями из следующих стран: Финляндия (33% в общем объёме импорта), Италия (29% в общем объёме) и Испания (8% в общем объёме). Из Италии ввозятся двери дорогого сегмента – достаточно большие конструкции из тяжелых материалов (массив дерева, или двери с большим процентом остекления). Из Финляндии завозится ежемесячно до 20 тысяч дверей, большей частью это «пустотелые» полотна эконом-сегмента весом не более 10 кг. Погонаж к этим дверям (короба и наличники) уже давно и качественно делают в России.

Потребителями отечественной продукции являются, в основном, страны СНГ (в первую очередь Казахстан, доля экспорта в который составляет 70%).

Торговля

Проведя анализ по наиболее крупным поставщикам, было выявлено, что у половины рассматриваемых компаний, занимающихся продажей межкомнатных дверей, в ассортименте находятся двери отечественных производителей. Около 40% торговых предприятий представляют в своём ассортименте как двери отечественных, так и двери зарубежных производителей. Меньшую долю на российском рынке межкомнатных дверей (11%) занимают компании, торгующие только импортными дверьми.

Наиболее популярными по-прежнему остаются традиционные распашные двери, одно- или двустворчатые. Они изготавливаются из самых разных материалов: массив древесины, ДСП (древесностружечная плита), МДФ (мелкодисперсные древесные фракции), стекло, а также ПВХ (чаще офисный вариант). Наиболее распространены двери, изготовленные из комбинаций различных материалов.

В целом, можно сделать вывод о том, что спрос на зарубежную продукцию есть, но российские двери ничуть не уступают зарубежным по своему качеству и по цене, поэтому потребность в них растёт с каждым годом.

Рисунок 3. Доля импорта на российском рынке межкомнатных дверей.

 

 

 

 

 

 

 


  Источник: ABARUS Market Research, «ДверноеДело.Ру».

Тенденции и прогнозы

Согласно расчетам, сделанным на основе компьютерной программы «Градиент-прогноз» Московского Института Электроники и Математики специально для данного исследования, будущее российского рынка межкомнатных дверей весьма перспективно. Таких темпов прироста рынка, как в 2005-2007 гг. – 40-45% в год, – в ближайшие пять лет не будет, однако даже темпы в районе 20% приведут к увеличению количественного объема рынка до 20 млн. кв.м. в 2010 году, т.е. рынок увеличится в 2 раза по сравнению с ушедшим 2007 годом. Значительный прирост рынка связан с увеличением объёма производства внутри страны.

Судя по полученным прогнозным расчетам, роль импорта на российском рынке будет сокращаться, в то время как объемы экспорта будут расти. Это означает, что российский рынок будет практически полностью насыщен продукцией отечественных производителей, которая будет высоко востребована в связи с выгодным соотношением цена-качество. А увеличение доли экспорта  в объёме рынка до 25% к 2010 году даст возможность получения дополнительного притока денежных средств, которые позволят отечественным предприятиям развиваться и укреплять свою репутацию, как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. 
 
 
Никольская Вера, директор по исследованиям ABARUS Market Research
Антонова Юлия, аналитик  ABARUS Market Research 

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group