Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Рынок дверей

10.05.2024

Мария Солонович, управляющая «СмартНова»



Итоги 2023 года для рынка электронных замков отображают стабильный рост спроса на решения для обеспечения безопасности. Повышенное внимание к вопросам удобства бесключевого доступа делает электронные замки с каждым годом все более популярными среди потребителей. По своим брендам мы отследили количественный прирост более 30 %.

Можно поговорить о разных способах сегментации рынка электронных замков, но я предлагаю поделить их, исходя из предназначений дверей, на несколько категорий:

1. Двери для квартир, домов и жилых помещений (около 45 % объема рынка). Сейчас развивается, в основном, во входных дверях, но при появлении подходящих по дизайну и функцио­налу моделей массово пойдет в межкомнатный рынок дверей. Они рассчитаны на небольшую проходимость и имеют высокие требования к взломостойкости. Наиболее популярные в ежедневном использовании способы открывания: биометрическое распознавание и RF-брелок.

2. Двери офисов и коммерческих помещений (30 % объема рынка). В этой категории наиболее востребованы электронные замки для профильных и деревянных дверей с функциями управления уровнями доступов, возможностью интеграции с системами безопасности и рассчитаны на высокую проходимость. Популярные способы открывания: разные типы RF-меток и Face ID у наиболее продвинутых компаний.

3. Двери для гостиничного сектора (20 % объема рынка). Они рассчитаны, в основном, на деревянные двери, традиционно открываются с помощью RF-карт с настраиваемым уровнем доступа.

4. Двери для арендного бизнеса (5 % объема рынка). Они устанавливаются на металлические двери, так же, как и в первом сегменте, но я выделяю их в отдельную группу, так как их основная функция — это удаленное открытие и генерация паролей через приложение, что пока есть не у всех замков.

Каждая категория имеет свои особенности и требования к электронным замкам, что определяет структуру рынка и разнообразие предлагаемых продуктов. Самая большая доля и высокая динамика развития продаж электронных замков наблюдается у сегмента входных дверей для жилых помещений. Объем этого рынка в год может достигать более 3 млн шт., и это только по одному сегменту рынка! Всего за 2023 год в Россию завезено около 100 тыс. электронных замков по всем категориям, т. е. рынок покрыт всего на 1 %. Это связано с рядом сложностей, которые приходится преодолевать и которые сильно тормозят развитие.

Ключевые препятствия в развитии

Первой проблемой является отсутствие информированности конечных потребителей об инновационных решениях, которые доступны им для обеспечения безопасности своего дома или офиса. Также вокруг электронных замков существует огромное количество мифов. Большинство из них навеяны фильмами про шпионов и никак не связаны с реальностью.

Для решения данной проблемы необходимо проводить информационные кампании, направленные на просвещение потребителей о возможностях электронных замков, об их безопасности и легкости эксплуатации. Нужно больше публикаций, экспертных выступлений и общего потока информации. Чтобы электронный замок превратился из заморского гаджета в незаменимое устройство массового использования.

Второй ключевой проблемой является сложность монтажа электронных замков. Форм-фактор врезной части замка зачастую сильно отличается от распространенных в России механических замков. Замена старого замка на новый у вторичной двери занимает 3 5 часов и стоит 7 15 тысяч, в зависимости от конструкции и региона. Эта ситуация усложняется тем, что опытных монтажников не так много, особенно в маленьких городах. Поэтому решением становится интеграция электронных замков в конструкцию двери на дверных заводах. Однако здесь мы сталкиваемся с новой сложностью: необходимостью переделки производственного оборудования для изменения конструкции дверей. Не все заводы готовы идти на это и поэтому работают только с узким количеством поставщиков электронных замков и тяжело внедряют в свой ассортимент новые бренды. Решением этой проблемы станет предложение электронных замков в форм-факторах, схожих с механическими, или предоставление разных моделей с одним типом замка. С брендом Morgan Secret мы пошли вторым путем и в своих новинках предлагаем универсальное тело, подходящее под все модели. У бренда Philips, чьим представителем мы являемся, также есть возможность использовать один форм-фактор в разных моделях (например, Philips Alpha и Philips 702).

Тенденции развития

Электронные замки — это не просто запорное устройство, а часть сегмента безопасности «умного дома». Тенденции развития рынка «умного дома» указывают на увеличение спроса на комплексные решения. Такие системы обеспечивают не только безопасность, но и комфорт для пользователей. А комфорт — это как раз и есть ключевое преимущество бесключевого доступа (простите за тавтологию). В мире прирост в сегменте безопасности «умного дома» составляет 25 % ежегодно. В России цифры существенно меньше — всего 10 %.

Набирает все большие обороты тренд задействования искусственного интеллекта (ИИ) в разных устройствах. ИИ позволит замкам учиться и адаптироваться к новым угрозам, динамически регулируя параметры безопасности.

Еще одной из ключевых тенденций развития рынка электронных замков является полный переход на использование смарт-технологий для удаленного управления и мониторинга доступа к замку, таких как Bluetooth, Wi-Fi, NFC. Такие решения обеспечивают удобство использования и повышают уровень безопасности. Замки без мобильного приложения потеряли свою актуальность.

Также важной тенденцией является развитие биометрических технологий в электронных замках. Увеличение скорости распознавания рисунка вен и отпечатков пальцев, идентификации лица позволяет создать еще более надежные системы доступа. Однако такие технологии могут быть более дорогостоящими по сравнению с более простыми вариантами электронных замков.

Финальной тенденцией не только на рынке электронных замков, но и в мире в целом является совершенствование уровня постпродажной поддержки и «выращивание» лояльности к бренду: удлинение сроков гарантийных обязательств, экспертность технической поддержки и скорость реакции на проблемы клиента. Множество деталей, входящих в Customer journey map (Путь покупателя), нельзя упускать из виду, особенно при общении с розничным клиентом.

Подводя итог, хочется озвучить, что рынок электронных замков в России находится в зачаточном состоянии. Увеличение конкуренции среди брендов и импортеров на рынке электронных замков, безусловно, приводит к разнообразию предлагаемых решений. Но без формирования спроса у конечного потребителя сегмент никогда не станет массовым. Поэтому инвестиции в грамотный маркетинг для вырабатывания привычки использования систем бесключевого доступа — единственный верный путь.

В завершение моего обзора хочу пожелать каждой двери найти свою идеальную модель электронного замка.

Эдуард Гумеров, руководитель компании MyLock-РТ, Казань

За 5 лет развития бизнеса электронных замков в России мы наблюдаем переломный момент в отрасли. Мы видим, как формируется доверие к продукту. По нашему мнению, это происходит благодаря технической поддержке 24 / 7 для производителей, продавцов и конечных потребителей; увеличенной гарантии с дальнейшим сервисным обслуживанием; универсальности моделей как для целей использования (для личного или коммерческого назначения), так и для условий эксплуатации (уличные входные или квартирные двери); универсальности врезных механизмов, позволяющих быстро и максимально эстетично совершать замену обычных замков на электронные прямо на объекте.
Это подтверждает статистика. Рост в количественном выражении в 2023 году составил более 160 %. При этом основная доля пришлась на повторные продажи и продажи по рекомендации, так называемое «сарафанное радио».
Что касается тенденций, мы считаем, что в будущем станет обычным сценарий, в котором при открытии с помощью биометрии замка «Алиса» включит свет в прихожей, любимую музыку и чайник.

Леонид Беленовский, ведущий специалист ООО «Безопасный дом»


Совершенно согласен с автором статьи. Мы со своей стороны также видим и поддерживаем рост сегмента. Однако в ситуации, когда несколько поставщиков изо всех сил популяризируют электронные замки, а сами производители электроники не вкладываются в рекламу и развитие рынка, рост ниже желаемого.
Тем не менее, в дверных салонах все чаще можно встретить образцы электронных дверных замков. Производители дверей заводят в свои линейки двери с электроникой. По-прежнему узким местом является обучение менеджеров, и мы работаем над этим.
В ближайшей перспективе — появление новых брендов и развитие сервисной поддержки.

Юрий Русанов, ведущий YouTube канала «ТехЛаб Системы безопасности»

В сегменте замков для квартир электронные решения опережают другие типы замков. Простота подключения электронных замков по сравнению с устаревшими электромеханическими активно захватывает рынок. Интересно, что количество гарантийных или проблемных установок в разы меньше, чем у других типов замков. Хотя при использовании правильных врезных механизмов установку электронных замков лучше производить на производстве, на месте это сделать достаточно сложно. В нашей компании количество продаж электронных замков по сравнению с предыдущими годами увеличивается более чем на 40 %. Значительный вклад в этот рост внесли гостиничные системы и квартиры с посуточной сдачей.

Роман Мерзликин, независимый эксперт

Сейчас в России есть уникальная возможность для развития бизнеса в дверной сфере. Это по настоящему голубой океан без примесей глобальной и / или системной конкуренции. То состояние, о котором мечтают многие поколения предпринимателей.
И это рынок смарт-замков.
В целом я согласен с тезисами статьи — рынок таких устройств только складывается, никто не обладает устойчивым системным преимуществом на рынке.
В голубой океан попадают лишь легковесные красные капли, которые пока ни на что не могут повлиять. Ни у кого нет доли рынка, которая позволяет считать себя лидером в России.
Уверен, что океан серьезно покраснеет не позднее 2027 года, когда пробующие сейчас свои силы игроки консолидируют рынок и обеспечат устойчивое предложение смарт-замков первичной и вторичной установки.
Глобальное лидерство на российском рынке сейчас стоит всего 200 млн руб.
Кто станет первым?

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group