Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Аналитика

14.01.2025

Алексей Войтехович, заместитель директора по развитию ООО «Белэлитдверь»



В начале 2000-х, когда белорусские дверные фабрики были существенными игроками на дверном рынке СНГ, сформировался бренд «Белорусские двери» как формула идеальных дверей для среднего класса: качественные, умеренные по цене, актуальные по дизайну.

Такое удачное сочетание моды и белорусской культуры производства многими дилерами и розничными покупателями оценивалось как идеальное сочетание цены и качества, и даже два, а часто и три посредника в сбытовой цепочке не могли поколебать это приятное для потребителя соотношение. Но времена ушли, белорусские двери начали проигрывать ценовую конкуренцию российским фабрикам, и большинство производителей в качестве перспективного пути развития выбрали местный рынок, который, к слову сказать, за последние 10 лет претерпел сильные изменения. Оказалось, что не только белорусский производитель любит «исполнять качество» дверей выше среднего, но и белорусский покупатель достаточно хорошо разбирается в дверях и поддерживает высокую планку требований по качеству продукции, к слову сказать, не без помощи законодательной базы в целом и «Закона о защите прав потребителей» в частности. Особенности местного рынка вынудили производителей ввести собственные внутренние регламенты качества, в несколько раз более жесткие в сравнении с требованиями по качеству продукции, прописанными в СТБ и ГОСТе. Это касается в первую очередь производителей, работающих в ценовом диапазоне «средний» и «средний +», куда попадают эмалевые и шпонированные двери, а также двери из массива и комбинированные. Двери-невидимки последние годы также закрепились в этом ценовом диапазоне.

Небольшие сроки поставки, возможность реализации индивидуальных проектов с использованием нетиповых решений (в т. ч. изготовление нестандарта как по геометрическим размерам, так и по декору) и адекватность в вопросах качества стали основными сдерживающими факторами для экспансии российских производителей, которые оказывают колоссальное влияние на белорусский дверной рынок во всех сегментах.

Что касается реализации индивидуальных проектов, то тут приятно удивляет скорость, с которой фабрики запускают производство новинок, не говоря уже об изготовлении нестандартных размеров в рамках типового модельного ряда. У некоторых фабрик запуск новых моделей может превышать сроки изготовления типовой продукции всего лишь на неделю, максимум две, а в некоторых случаях, при благоприятном стечении всех факторов, даже укладываться в сроки производства типовой продукции, которые зафиксировались на отметке 45‑50 календарных дней в среднем.

Уже не первый год белорусские сбытовые сети находятся в постоянном режиме поиска маржинальности. Ограничение рентабельности в пределах 30 % больно ударило по салонным продажам, вызвало волну открытия фирменной розницы, позволяющей увеличить торговую наценку, привело к «ужиманию» расходной части и, как следствие, урезанию рекламных бюджетов, текучке персонала и параллельной нехватке квалифицированных кадров, в первую очередь продавцов салонов. Для производителей негативным фактором можно назвать возросший консерватизм продавцов в вопросе обновления экспозиции, увеличились продажи популярных моделей по каталогам и онлайн, без выставления физической экспозиции, но эта тенденция не очень заметно коснулась фирменной розницы и монобрендовых салонов.

Стремление к увеличению маржинальности последние годы привело к расширению ассортимента многих дверных фабрик в смежных сегментах. Теперь потребитель, приобретая дверь, часто может заказать также стеновые панели, декоративные перегородки, мебельные фасады и некоторые другие интерьерные решения, объединенные общим стилем.

Подводя итог, можно сказать, что внутренний дверной рынок в Беларуси продолжает развиваться и меняться, а «музыку», как обычно, заказывает покупатель.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group