12.03.2010
Информационно-аналитическое агентство «Дверное Дело» подводит итоги 2009 года. Мы попросили экспертов дверной отрасли ответить на наши вопросы о наиболее значимых событиях 2009 года, о ситуации, сложившейся в дверной отрасли и о прогнозах на 2010 год.
Компанец Илья Николаевич, генеральный директор ООО «УК ЭЛЬБОР»
2009 год был непростым. ЭЛЬБОР успешно прошёл через непростое время, и закончил год очень хорошо. Потеряв в первом полугодии значительный объём продаж, во втором полугодии мы всё наверстали и даже прибавили. В итоге год закончился небольшим ростом с хорошей положительной динамикой. Локомотивом продаж выступили стальные взломостойкие двери ЭЛЬБОР. Хорошо, что первый год их серьёзных продаж, пришёлся на кризисный период. Стальные двери поддержали компанию финансово, когда замки явно притормозили, а потом дали дополнительные доходы, во многом компенсирующие потери первого полугодия. Стало очевидно, что инвестиционное решение о запуске нового продукта в 2006 году было принято правильно. Я назову это подтверждение самым значимым событием 2009 года. Мы видим перспективы и в производстве замков — несколько новых моделей уже на выходе, а в продажах стальных дверей всё только начинается! 2010 год будет годом тяжёлой, но интересной работы для всей нашей компании.
Отрасль стальных дверей в 2009 году получила серьёзный удар. Но перед производителями открылись новые возможности. Период тотального господства китайских дверей подошёл к концу. В сознании покупателей происходит переоценка ценностей, и российский продукт пользуется всё большим спросом. Рынок уменьшился, конкуренция обострилась, но у производителей, предлагающих качественный товар по разумным ценам, появился шанс. В 2010 году в отрасли продолжится консолидация. Неэффективные компании продолжат уходить. Компании с новым мышлением продолжат экспансию и вырастут. На рынке начинается период разумной конкуренции, наверное, впервые за всю его историю. Мой прогноз — выиграет потребитель и те, кто ему поможет выиграть, и это самое главное!
Логинов Андрей Владимирович, начальник отдела маркетинга компании «TRADE LOCK»
Из событий хочется отметить участие в выставке MosBuild 2009. А также — вступление компании в ассоциацию РАПИД. Весь год был одним большим событием, в течение которого приходилось принимать решения, порой нестандартные, а иногда даже не популярные.
Если говорить о продажах ЗСИ в 2009 году, то, на мой взгляд, продажи по отрасли упали, по сравнению с 2008 годом, на 30 — 35%. В связи с переоценкой глубины кризиса, многие крупные оптовые операторы, сократили поставки в начале года, в результате чего в конце года испытывали дефицит продуктов. Отчасти это связанно с изменением товарных матриц. Также можно отметить уход потребления в бюджетный сектор. Это явление в 2010 году будет продолжаться. Многим мелким компаниям это на руку, и, скорее всего, у них произошёл рост продаж. По сравнению с 2009 годом, в 2010 году, на мой взгляд, будет рост в 5 — 15 %, в денежном эквиваленте.
Черненко Валерий Васильевич, директор по продажам и маркетингу ООО «Столярные мастерские» (ТОКС)
В 2009 году компания «ТОКС» отметила своё
По отрасли можно констатировать факт общего падения, прежде всего, в сегменте массового жилищного строительства. 2010 год станет годом некоторой стабилизации.
Чубарова Мария Анатольевна, заместитель генерального директора компании «Европан»
Однозначно — участие в выставке MosBuild 2009 и возросший после этого интерес к продукции фабрики. Также начало разработок новых (в том числе — классических) моделей и использование принципиально новых материалов. Ну, и самым приятным стал успех модели Элегант в цвете орегано. Порадовала положительная динамика продаж.
2009 год был очень сложным для дверной отрасли. Ситуацию можно охарактеризовать как серьёзный спад, который детализируется по фабрикам. Развитие у всех фабрик происходило по-разному (падение, стагнация либо низкие темпы роста), что зависело от множества факторов. Думаю, 2010 год будет очень вялым в плане продаж. Возможно, что помимо трансформации структуры рынка произойдёт серьёзное изменение в товарных матрицах магазинов, с учётом числа потенциальных потребителей. Из-за того, что влияние политических решений на экономику России велико, делать прогнозы более чем на месяц сегодня сложно. Думаю, для дверной отрасли 2010 год будет не лучше
ЛапшовСергей Михайлович, коммерческий директор компании «Дера»
Компания Дера с 2009 года выполняет заказы на комплектацию муниципального жилья в Москве.
Падение отрасли в 2009 году, на мой взгляд, составило от 30 до 40%. Прогнозируемое падение в 2010 году — ещё на 15 — 20%. При этом оно будет более выражено в экономичном и среднем сегментах, а премиум-класс останется без изменений.
Дёмкин Павел Сергеевич, коммерческий директор компании «Велком Трейдинг»
В 2009 году наша компания открыла два розничных магазина в Санкт-Петербурге, доведя их количество до 11. В рамках проекта для дизайнеров (новый бренд «IQ-Parket») был открыт новый
В 2009 году спад спроса составил 40 — 60% (35 — 50% для Москвы, Санкт-Петербурга и городов миллионников, 40 — 70% для регионов). Была заметна иногда немного запоздалая ответная реакция производителей на резко уменьшившиеся объёмы потребления их продукции. В основном это выразилось в использовании ими более рациональных способов производства и продвижения (по критерию ассортимент/цена/гибкость условий работы). Производители и продавцы поняли, что кризис — это не временное явление, а новые условия существования.
2010 год будет более трудным, чем 2009. В начале 2009 года мы продавали товар клиентам, купившим недвижимость в 2008 году. В 2009 и 2010 годах количество сдаваемого жилья снижается. Доходы населения падают, вкупе с инфляцией это ведёт к снижению спроса, в том числе, на продукты для ремонта, как на первичном, так и на вторичном рынке жилья. Я думаю, что произойдет дальнейшее «сползание» потребления в более низкий ценовой сегмент. Это будет выражено в снижении объёма рынка (в деньгах) по отношению к 2009 году примерно на 5 — 20%.
Платонов Вадим Борисович, генеральный директор фабрики «Краснодеревщик»
Во второй половине 2009 года и начале 2010 года резко обострились проблемы по снабжению производства материалами, сырьём и оборудованием. Сейчас «трясет» все цепочки индустриального сектора. Ни у кого ничего нет на складах, у всех резко снизилось качество и дисциплина поставок (я имею в виду индустриальные материалы отечественного и импортного производства). Европа тоже «гонит брак». На мой взгляд, реальные проблемы в индустрии производства начнутся только в 2010 году. 2009 год предприятия доживали на инерции и «проедали оборотку».
Брабсон Светлана, Masonite
В 2009 году самым значимым событием для компании Masonite стало изменение права собственности и структуры компании. В результате, компания Masonite приобрела новую структуру собственности и самый устойчивый бухгалтерский баланс в отрасли. В отличие от большинства компаний, мы вступили в кризис с налаженным бизнесом. Строгий контроль над издержками и правильный продуктовый портфель позволяет нам развиваться за счёт собственных средств.
Разработчики сделали ставку на модный дизайн: Белладжио — итальянский стиль, серия Ангелес — современный стиль, модерн, а также модель Тревисо — актуальная смесь классики и минимализма. Спрос на такие модели в Европе в России только появился. Инновации в компании будут связаны не только с дизайном, но и со снижением себестоимости. Компания намерена сохранять позиционирование в эконом- и среднем сегменте. Наша мечта — предложить рынку продукт более высокого качества и дизайна. Самой ходовой пока остаётся классическая модель, но, чтобы иметь индивидуальность в России, мы должны найти более яркий и технологичный продукт.
Основное внимание в 2010 году будет уделено стимулированию рентабельного развития, повышению конкурентоспособности компании и дальнейшему расширению существующих рынков сбыта.
В дверной промышленности произошло объединение. Стало очевидным, что за последние годы в отрасли были созданы избыточные производственные мощности, и тот, кто сможет быстро реагировать в новой ситуации, получит конкурентное преимущество. Сегодня все занимаются поиском новых инновационных решений и продуктов, но необходимо убедиться в том, что рынки готовы принять новые продукты и заплатить за них. Мы хотим, чтобы компания Masonite стала для покупателей, сотрудников, поставщиков и общества самым лучшим производителем строительных товаров.
Лесун Андрей Валерьевич, директор Красноярского филиала сети магазинов дверей «Гудвер»
Самые значимые события — вынужденные сокращения персонала, торговых площадей, складских запасов и, максимально быстрая адаптация к работе в новом ресурсном пространстве с ограничениями по всем затратным статьям. Планы на 2010 год противоречивы, так как стабильности в отрасли пока нет, а в условиях низкой рентабельности даже малейшие изменения внешней ситуации на рынке могут моментально привести компанию, как к спаду, так и к росту. Наша компания снизила свои продажи пропорционально спаду на рынке (30 — 40%).
Оживление отрасли в 2010 году не прогнозирую, даже если начнётся рост по другим отраслям, скорее произойдёт стабилизация на уровне 2009 года. Ожидаю, попытки передела рынка крупными игроками, которые имеют запас финансовой прочности позволяющий планировать убытки и действовать агрессивно, с целью захватить большую часть ослабевшего рынка, вытеснив с него терпящих убытки конкурентов. Получив монопольное преимущество, они смогут компенсировать свои «кризисные потери» за счёт «снятия сливок» на волне подъёма экономики.