Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
06.04.2010
Первый этап развития дверного бизнеса в России можно кратко охарактеризовать как этап развития в условиях товарного голода по всем регионам страны и возникновением региональных элит, которые в силу своей предприимчивости и удачного географического положения смогли занять главенствующее положение в регионах.
Это нравилось пассионарным дверным фабрикам, потому что региональные элиты способствовали укреплению и развитию их бизнеса, а главное — продвижению торговых марок в провинцию и отдаленные перспективные регионы.
На основе этого плодотворного сотрудничества региональные элиты постепенно превратились в «жирных котов», которые интуитивно встали на охрану своего бизнес-пространства и стали диктовать свои условия производителям дверей и тем самым исподволь явились тормозом развития тех или иных фабрик.
Фабрики же, разбогатев, в том числе и при помощи региональных дверных элит, тоже увидели препятствия для развития своего бизнеса и то, что местные региональные дистрибуторы получают огромные прибыли, и следуя принципам по которым идёт развитие капитализма, они устремили свои взоры на регионы...
С этого момента в дверном бизнесе наступил второй этап развития.
Развитие дверных фабрик пошло разными путями, а именно: одни пошли на создание совместных предприятий с региональными элитами в целях развития оптовых продаж, другие пошли на создание совместных предприятий в целях развития региональных розничных продаж, третьи пошли на создание собственной системы дистрибуции и непосредственной розничной продажи своего продукта. Главной целью этого процесса было увеличение нормы прибыли фабрик — производителей дверей.
Как только стала «вырисовываться» явная экспансия фабрик в регионы, местные дверные элиты забеспокоились, так как их стройная региональная политика начала «шататься» и рушиться.
Для наглядности можно привести аналогичные сравнения с США
Поэтому региональные элиты стали искать новые точки опоры, меняя фабрики на более перспективные, продолжая добиваться финансовой привлекательности в своём регионе. Это им отчасти удалось, но тут наступил третий этап развития дверного бизнеса, а именно: этап безудержного роста количества дверных фабрик, как в федеральных, так и в региональных центрах. Рост числа фабрик оказал очень серьёзное влияние на развитие дверного бизнеса, в целом, и заставил как производителей, так и продавцов дверей задуматься о новой стратегии своего бизнеса. В регионах начался дверной хаос, и появилось громадное количество новых продавцов и производителей, которым были неведомы сложившиеся с большим трудом местные правила игры.
С одной стороны, рост числа фабрик оказался на руку продавцам дверей. Дверей явно стали производить больше, чем надо, и можно было поторговаться с фабриками и настоять на своих условиях продвижения товара в регионы. С другой стороны, новые и бедные торговцы дверями в регионах хотели быстро пробиться к разделу дверного пирога и начали откровенный демпинг против региональных элит, надеясь низкой ценой привлечь к себе покупателей.
Тем более что с момента начала третьего периода практически все фабрики стали доступны всем.
Этот этап ещё усугубился и начавшимся экономическим кризисом, который стал тяжёлым как для производителей дверей в бизнес-классе, так и для региональных элит, которые не хотели опускаться до торговли дешёвыми дверями.
Наступило время хаоса... Местные элиты уже не хотят сотрудничать с теми производителями, на которых они практически разбогатели, а фабрики не могут найти себе профессиональную замену прежних дистрибуторов. Именно сейчас в этом хаосе и «куётся» новый порядок взаимоотношений между продавцами и производителями дверей в России.
Хотя мы и любим повторять, что Россия идёт своим путём, однако западная Европа, имея громадный опыт развития капитализма, давно уже переболела проблемами, описываемыми выше и можно с полной уверенностью сказать, что будущий сценарий развития дверного бизнеса в России и положения сегодняшних элит можно предсказать с высокой степенью вероятности.
Так каким же путём пойдет процесс развития дверного бизнеса в России и, в частности, в регионах?