16.05.2008
Виталий Коротков, ГК ЛИС: Одним из факторов, послуживших катализатором роста себестоимости продукции в Китае, стало изменение трудового законодательства. В Китае принят закон о 8 часовом рабочем дне (до этого смена была по 12 часов). Сверхнормативная работа – двойная оплата, что резко увеличивает себестоимость продукции. Далее невозможность перейти на двухсменную работу, так как общеизвестен факт дефицита энергоресурсов в Китае. Также энерголимиты на большинстве заводов, фабрик и шахт были выделены из расчета 12 часового рабочего дня.
Но это послужило только катализатором. Такие факторы как укрепление курса юаня, повышение уровня жизни, привели к повышению цен, как на сырье, так и на готовую продукцию. Немалую роль сыграла холодная зима в Китае. Резкое увеличение потребления энергоресурсов, прогнозы (подтвердившиеся) по вымерзшим урожаям риса и зерновых.
На сегодня (по сравнению с началом года) цены на продукты питания поднялись на 46% (что также сказывается на зарплатах рабочих, которые проводили массовые забастовки с требованием поднять зарплату в феврале-марте этого года).
Несколько фактов, напрямую влияющих на себестоимость производства входных металлических дверей в Китае:
· цены на прокат возросли на 65% с начала года. Тонна металла в конце марта стоила уже 7500 юаней. С 1 апреля произошло очередное повышение на 400 юаней. Кстати, для информации, из-за повышения цен на металл и сырье в КНР возрос спрос на слэбы (сырье для проката) в РФ. НГМК и Северсталь отреагировали оперативно. Отпускная цена на слэбы выросла за февраль март на 20%, что привело к повышению стоимости на прокат от 25 до 36% в зависимости от сортности;
· цены на дверную фурнитуру увеличились в среднем на 20%;
· цены на картон (используемый для упаковки готовых изделий) увеличились на 30%.
Все эти факторы сказались на повышении себестоимости производства дверей, и, как следствие, на стоимости продукции в России.
Пытаясь избежать резкого повышения цены, ряд поставщиков (меньшинство, к сожалению) снизили норму прибыли, пошли по пути минимизации издержек на инфраструктуру, склады и пр., пытаясь сделать повышение цен поэтапным. Ряд же поставщиков пошли по пути снижения качества продукции (к примеру, некоторые поставщики поставляют двери из листа
Андрей Полотовский, BION: Сложившуюся ситуацию в Китае можно расценивать как кризис. «Кризис» для компаний, работающих с китайским товаром с низкой рентабельностью, и как один из рабочих моментов для других компаний. Кризис страшен тогда, когда его не ждешь. Компаниям, у которых есть план работы в условиях кризиса, бояться данной ситуации не стоит.
Возможно, ситуация в Китае приведет к сокращению количества мелких региональных операторов, по моему мнению, этот процесс займет от 0,5 до 1,5 лет. А в целом по рынку стальных дверей консолидация начнется не раньше, чем через 3-4 года, а пока рынок находится в стадии роста, можно смело поднимать цены и зарабатывать хорошую прибыль.
Любое повышение стоимости сырья для производства и увеличение оплаты труда отразится на цене конечного продукта. Повышение цены на «китайские» двери неизбежно. Пытаться удержать цену путем сокращения издержек, значит снизить обороты и в итоги проиграть рынок, т.к. основные издержки, это: доставка + таможня, аренда, зарплата и налоги.
Я думаю, повышения пройдут с июня по июль, в среднем цены повысятся на 5-8% в зависимости от категории дверей.
Удерживать цену, снижая качество товара, многим компаниям уже не предоставляется возможности, т.к. хуже уже некуда. Сегодня дилеры и конечные потребители стали понимать отличительные признаки «китайских» дверей от дверей китайского производства и не готовы платить деньги (даже маленькие) за некачественный товар. Фраза «по цене и качество» сегодня не работает, клиент, платя даже самые маленькие деньги, требует взамен качественный товар и качественный сервис.
Лидерами, будут компании, сумевшие предоставить клиентам качественный товар и полный спектр качественных услуг. Для всей цепочки потребителя сегодня важна не цена, а качество.
По поводу конкурентоспособности «китайских» дверей не стоит сомневаться, т.к. рост на слэбы и металл в целом коснется и российских производителей (российские производители еще пока далеки от китайцев по объему выпуска и дизайнерским и техническим решениям).
Что касается дальнейшего развития ситуации в Китае, надо дождаться окончания олимпийских игр, после чего станет все ясно. А что до китайцев им давно пора привести рабочую структуру в порядок, там тоже люди работают!
Евгений Фоминых, Дверной поставщик: Серьезно цены не повышались 3-4 года, а дверей в Россию ввозится больше и больше каждый месяц! Еще я думаю, что повлияла будущая олимпиада. Китайцы просто безумцы. Их подготовка затронула всю экономическую и политическую сферу Китая и не только. Повышаются цены на все. Ведь благосостояние людей улучшается. Пора бы и китайцам сделать это. Двери только начали превращаться в нормальный качественный продукт, и вроде бы потребитель уже привык, а этот экономический китайский финт вновь заставит некоторых поставщиков снизить качество, чтобы оставить конкурентные цены. Уже на рынке китайских дверей происходит хаос. Одни повысили цены, для других – это вопрос времени. Один из самых больших игроков по Сибири – Супер-Двери – повысил цены на 200-300 рублей. Пока в качестве изменения не увидел. Компания Деал цены держит до конца мая, Форпост тоже держит до конца мая. Потом произойдет то, чего все игроки боятся – цены будут меняться хаотично и поэтапно, на этой теме поставщики будут стараться занять лидирующие позиции, а оптовые потребители будут находиться в подвешенном состоянии, пока всё не встанет на свои места. Стоили двери мин. 3000 рублей, будут стоить мин.3500 рублей. Это Россия! 30-40% людей готовы покупать самые дешевые двери, и всегда будут те, кому их продавать!
Денис Мишин, Титан: С 1 января 2008г. было два повышения цен на стальные двери в USD, последнее было в апреле. Но за счет таких факторов как снижение курса USD, длительных переговоров по изменению цен себестоимость двери при доставке на сегодняшний день увеличилась на 2-5%. В настоящее время заводы объявили о новом повышении цен от 3-5%. Окончательная себестоимость при доставке будет ясна не ранее июня.
С января по сегодняшний день мы не увеличивали отпускные цены, беря эти издержки на себя. Но с мая на ряд моделей цены будут увеличены на 2-3%.
По поводу снижения качества (за счет уменьшения стали на полотне и коробке): такие двери используются строителями для комплектации новостроек и сдачи объектов и практически не используются на розничном рынке.
В отношении качества продукции китайских производителей могу сказать, что на него влияют такие факторы как удаленное производство и длинная логистика, а также монополизм Китая на рынке стальных дверей.