Эта статья относится к разделам: Интервью
27.10.2010
Источник: «Деловой Квартал»
Автор: Василий Маринин
История Вадима Платонова, собственника челябинской компании «Краснодеревщик», одного из крупнейших в стране производителей дверей, — это история предпринимательства в пореформенной России. История человека, который поверил в новую экономику и модернизировал страну не на словах, а на деле, построив в России несколько высокотехнологичных производств. И в результате полностью разочаровался в путинско-медведевской модели развития, поставившей его бизнес на грань выживания.
C ВАДИМОМ ПЛАТОНОВЫМ об интервью мы договорились довольно быстро. Встречу назначили на 21.00 пятницы. Но в назначенное время беседа не состоялась, потому что продолжалось совещание топ-менеджеров. Выбегая в буквальном смысле из кабинета, г-н Платонов бросил: «Кризис, приходится вот так по вечерам засиживаться, искать новые алгоритмы на каждый день. Сейчас вот вводим новую систему автоматизации управления».
Личный кабинет Вадима Платонова ничем не напоминает кабинет главы компании с кредитным рейтингом Ru3A_3, с выручкой до $50 млн в год.
Тему разговора определили так: почему не развивается реальный сектор экономики в России.
«Я думаю, что беседа у нас будет долгой, поскольку у меня есть о чем рассказать,— говорит российский бизнесмен, аккуратно расставляя на столе две глубокие чашки с кофе, бутылку воды Perrier и пачку сигарет.— Не в плане пожаловаться — в замкнутой системе жаловаться некому, — а скорее предостеречь, в первую очередь молодых людей, желающих послужить Отечеству на ниве развития инноваций. Этого не получится. Служить придется не государству, а лицам, действующим от его имени».
Г-н Платонов считает, что самые главные и переломные моменты в его бизнесе происходят именно сегодня. «Да, приходилось ходить и в бронежилете, и с рэкетом сталкивались, но это все было давно!» — замечает бизнесмен. Ведь все трудности перекрывал драйв создания нового. «В 1995 г., впервые побывав на современной итальянской фабрике, я подумал: „За державу обидно“. И понял: мы можем и продукцию делать не хуже, и компанию создать, за которую не стыдно. И ощущения того времени были — что все это нужно, что мы все устали от серости и готовы не покладая рук трудиться, чтобы стать частью цивилизованного мира. Государство, понятное дело, помощи в реализации таких устремлений не обещало, но и не мешало», — буднично, без особого пафоса вспоминает
Бизнес Вадим Платонов действительно построил в лучших европейских традициях, с маленькой мастерской, без всякой шальной приватизации. «Краснодеревщик» сегодня — это бренд, под которым работает группа предприятий с тысячей сотрудников. «Мы с единомышленниками сложились и приобрели заброшенный овощной склад, с которого и началась история компании», — рассказывает г-н Платонов. Конечно, не было никакого бизнес-образования, первые шаги делали интуитивно.
На дворе — начало
Становление компании в том виде, в котором она существует сейчас, происходило в начале
Самый больной для Вадима Платонова вопрос — есть ли смысл заниматься производством в сегодняшней России.
«Чиновники заявляют о том, что мы должны слезть с „сырьевой иглы“ и сделать упор на реальный сектор. Но все, что делается сейчас правительством, почему-то не доходит до несырьевого бизнеса. Поэтому у нас и нет сегодня своего производства большинства промышленных и бытовых товаров, — рассказывает г-н Платонов и перебирает все, что в данный момент окружает его в офисе. — Кружка нероссийская, сахарница нероссийская, сахар, кстати, тоже, мебель тоже не отечественного производителя, и компьютер, и одежда и т. д.». (Напомню, что офис очень простой.) В дверях, которые производит «Краснодеревщик», 54% сырья и компонентов закупаются за валюту, потому что в России их в принципе нет. «И никто не берется их делать. При этом спрос есть, и технологии не космические. Посредников, продающих европейские или азиатские клеи и лаки, — десятки, а наших производителей нет. Почему?» — спрашивает бизнесмен.
«Я не раз размышлял, почему кризис привел к тому, что два мои завода практически стоят, — продолжает он. — И сейчас понимаю: наверное, самый большой промах был в том, что я поверил риторике российского правительства о необходимости вкладываться в высокотехнологичное производство. Я, как идиот, повелся на эти россказни. Давайте вспомним: были ведь постановления, согласно которым высокотехнологичное оборудование не будет облагаться НДС, — только покупайте, ввозите, работайте. По сути, тот же самый завод можно было купить в разы дешевле, но я купил именно роботизированные линии. Когда я ввозил оборудование в самый разгар кризиса, оказалось, что правительство все постановления отменило. И нам пришлось доплачивать. Тут мы встали перед выбором: либо платить зарплату работникам, либо расплатиться с таможней. Чтобы не умножать издержки, я выбрал второй вариант. Задержали зарплату, получили скачок социальной напряженности.
На этом „сюрпризы“ не закончились. Новое оборудование требует максимально комфортных условий эксплуатации, что ведет к увеличению потребления энергии. И 1 января правительство нас ошарашило новым „подарком“ — повышением тарифов на 28%, что сделало ее на 4% дороже, чем у наших коллег в Америке. При этом за перевозки мы тоже платим больше, чем во многих других странах. Перевезти тонну груза по европейским железным дорогам было дешевле и раньше, повышение железнодорожного тарифа с января этого года на 11% еще более ухудшило наши конкурентные возможности».
«Никакая реальная модернизация нашему государству не нужна. Пытаться сделать в России современное производство просто опасно для бизнеса. Сегодня, как и в
Встреча подходила к концу. На улице стемнело. И мы стали сравнивать эпохи Ельцина и Путина.
«Если раньше получить разрешение на строительство предприятия можно было за два-три месяца, то сегодня нужны годы. Как вы думаете, сколько раз можно подоить человека, имеющего дурь строить в России завод? Три года назад мне нужно было собрать 97 подписей под разрешительной документацией. При Ельцине было не больше 15 пунктов. Причем несведущий человек и десятой части всех проверяющих инстанций не назовет. Конечно, не все эти организации хотят „подарков“, около 30 подписывают механически, как и положено. А вот остальные отрываются на всю катушку. И эти остальные как раз и появились в путинское время. За медведевское время количество необходимых подписей выросло еще на 14», — рассуждает Вадим Платонов.
«Может ли рядовой гаишник остановить запуск предприятия, которое стоит 400 млн. руб.? — продолжает он. — Автомобиль может остановить, пешехода может, а крупное предприятие? Оказывается, тоже может». В числе более чем сотни подписей, которые необходимо собрать для запуска предприятия, должна быть и подпись от ГИБДД. «Когда подходит очередь этой организации, ее сотрудник говорит: „Дорога, которая идет к вашему предприятию, не совсем отвечает стандартам. Стройте там развилку, расширяйте дорогу, асфальтируйте“ Позвольте! Когда мы получали разрешение на строительство здания, нас обязали построить дорогу, и мы построили ее согласно техническим условиям. Но к моменту сдачи правила изменились... или не изменились — нам это знать не дано, поскольку правила ведомственные. И получается, что мы все сделали по закону, но у этого гаишника право есть такое — не ставить подпись», — с отчаянием рассказывает г-н Платонов. По его словам, ГИБДД нужна не просто дорога, а дорога, спроектированная в «правильной» фирме и построенная «правильной» фирмой. Иначе, как дает понять сотрудник органов, построенная дорога, скорее всего, принята не будет. Таким образом, кусок дороги стоимостью в полторы сотни тысяч обходится в полмиллиона.
Подытоживая, Вадим Платонов говорит, что, несмотря на все трудности, не сомневается в своей способности вывести компанию из кризиса. За последние шесть месяцев объемы производства и сбыта только растут. Но на вопрос: «Не думаете ли о том, чтобы уехать из России?» — бизнесмен отвечает неопределенно. «Сегодня в компании, которую я создал с „нуля“, работает почти 1000 человек. Я несу ответственность за их благополучие. Я, в конце концов, русский человек, почему я должен уезжать из страны? Хотя скажу так: если бы можно было начать все сначала, то, конечно, правильнее было бы уехать в начале