Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Аналитика

04.06.2014

В Беларуси в год производится около 2 млн дверей. При этом емкость внутреннего рынка – более чем в два раза меньше (850 тыс. дверных блоков в год). Производство конкурентоспособных дверей начало активно развиваться в Беларуси в начале 2000-х. В 1999-2002 году начали свою деятельность практически все нынешние лидеры этой отрасли. Авторская статья Вячеслава Якубика, BELWOODDOORS

 

В Беларуси в год производится около 2 млн дверей. При этом емкость внутреннего рынка – более чем в два раза меньше (850 тыс. дверных блоков в год).
Производство конкурентоспособных дверей начало активно развиваться в Беларуси в начале 2000-х. В 1999-2002 году начали свою деятельность практически все нынешние лидеры этой отрасли.

Вячеслав Якубик, директор по продажам компании BELWOODDOORS

 

Белорусские власти относятся гораздо теплее к производителям-экспортерам, чем к продавцам-импортерам. Одним из немаловажных плюсов, которыми правительство обеспечило своих производителей, является легкость с возвратом экспортного НДС. Этим очень долгое время не могли «похвастаться» российские производства и до сих пор не могут на него рассчитывать украинские предприятия. По этой причине российские фабрики были вынуждены предлагать свой товар на экспорт с НДС, чем значительно проигрывали белорусам конкуренцию на крупных сопредельных рынках – в Казахстане и в Украине.

Основное отличие белорусских производителей от российских заключается в том, что они с самого начала были ориентированы на экспорт. Белорусский рынок местные производители воспринимали как вторичный: меньшие, чем у соседей, доходы населения, нестабильность белорусского рубля, зачаточное состояние специализированной розницы. Поэтому каналы сбыта белорусские фабрики искали в первую очередь в Москве, Киеве, Астане и Вильнюсе.

Вот так выглядит распределение сбыта у среднего частного белорусского завода сейчас:
Россия - 40%
Беларусь - 20%
Казахстан - 15%
Украина - 10%
Страны Балтии - 5%
Другие страны ближнего зарубежья (Азербайджан, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Грузия, Армения, Туркменистан, Узбекистан) - 6%.

Страны дальнего зарубежья (Ливия, Италия, Бельгия, США, Германия, Венгрия, Румыния, Кипр, Чехия, Франция, Нидерланды, Израиль, Польша) - 4%

Примерно каждая десятая проданная в России дверь – белорусского производства. Сейчас белорусский кластер в России продает дверей никак не меньше, чем Ульяновский или Ковровский. Основная доля в импорте дверей в Россию (и в штуках, и в деньгах) – также у белорусов. Итальянцы, поляки, украинцы, испанцы и финны продают дверей гораздо меньше.

Лидеры белорусского дверного экспорта: BELWOODDOORS, «Поставский мебельный центр», «Халес», «ОКА», «Стройдетали» – частные заводы. В Беларуси также есть и государственные предприятия-производители дверей. Крупнейший из них – «Минскдрев» – в месяц производит порядка 10 тыс. дверных блоков. Но они ориентированы на закрытие потребности в дверях государственных застройщиков (крупнейший из них – МАПИД) при строительстве социального жилья с недорогой отделкой. Еще в Беларуси есть минимум 100 небольших цехов-мастерских, каждый из которых в месяц выпускает 500-700 дверей. Эти производители ориентированы, в первую очередь, на внутренний рынок.

Один из расхожих мифов – белорусские двери дешевле российских в производственной себестоимости. Если бы себестоимость в Беларуси была ниже, чем в России, белорусы «завалили» бы российский рынок дверями экономсегмента. Но этого не происходит. Даже наоборот, свой родной рынок в низком сегменте белорусы на 90% отдали российским производителям. Из-за этого, кстати, экспортно-импортный баланс в дверной отрасли между Россией и Беларусью практически нулевой. Зато с рабочей силой белорусским производителям повезло. Квалификация, дисциплинированность и трудолюбие белорусского рабочего на порядок выше, чем у российского.

С низким сегментом белорусские производители предпочитают не работать ввиду суровых требований местного ГосСтандарта. Этот контролирующий орган требует соблюдения ГОСТа, который, в отличие от России, в Беларуси никто не отменял. И за стойку коробки из МДФ или за использование бруска толщиной в 1,5-2 см вместо 4 см во внешнем каркасе полотна белорусский производитель может поплатиться очень большими штрафами (минимальный – это 30% от годовой выручки предприятия от продажи продукции, не соответствующей белорусскому ГОСТу). Правда, эта норма распространяется только на продукцию, реализованную на территории Беларуси, но при массовом производстве очень трудно отделить двери на экспорт и двери для внутреннего рынка. Поэтому большинство производителей соблюдают ГОСТ по всей выпускаемой продукции, чем и заслужили популярность у оптовых и розничных продавцов.

Основные конкурентные преимущества белорусских производителей – стабильно хорошее качество, доступная цена, серьезные объемы производства и разумная географическая удаленность. 

Крупным российским оптовым дистрибьюторам с белорусскими производителями работать, как правило, проще и надежнее, чем с отечественными. Белорусы не стремятся открывать торговые филиалы в российских городах-миллионниках (что уже сделали практически все российские фабрики первого и даже второго эшелона). Если белорусский завод нашел понятного и вменяемого партнера, например, в Екатеринбурге, то он уже не будет посылать туда своих «эмиссаров», чтобы уплотнить регион, а сосредоточится на развитии экспорта в дальних регионах России или в других странах.

В России белорусские двери продаются во всех регионах – от Калининграда до Южно-Сахалинска, от Мурманска до Адлера. Есть один регион, где белорусских дверей продается даже больше, чем российских, – это Калининград. Но большая часть объема белорусского импорта традиционно распределяется через крупных московских оптовиков.

Основные оптовые продавцы белорусских дверей в Москве: «Браво», «Двери оптом», «Арсенал», «Двери Белоруссии», «Дверной лидер», «Стройдеталь», «Юркас», «Рубин», «Двери регионов».

Из крупных московских оптовиков белорусскими дверями на данный момент не занимаются только «Свобода-Центр», «Топ-Комплект» и «Оптим-Москва».
80% всех представленных в России белорусских дверей относятся к среднему ценовому сегменту (от 4 до 10 тыс. руб. за дверной блок в рознице). В первую очередь, это двери из массива сосны и ольхи («ПМЦ», «ОКА»). В этом сегменте (недорогие добротные двери из обработанного массива) у белорусских дверей практически нет конкурентов среди российских производителей. Последние работают с массивом либо в экономсегменте (йошкар-олинские производители и «Вехи»), либо в премиальном сегменте.

Большинство белорусских производителей делают хорошие недорогие шпонированные двери каркасно-щитовой конструкции. Легендарные модели в этом сегменте – «Капри 3» и «Каролина». С них и начинался белорусский экспортный дверной бизнес. И если еще пять лет назад ассортимент был ограничен тремя-четырьмя моделями в двух-трех цветах отделки, то теперь у каждого производителя по десять-двадцать моделей в стольких же видах отделки.

Благодаря широкому ассортименту, белорусским производителем пока удается избегать жесткой конкуренции между собой. Здесь редко встретишь прямое копирование моделей конкурентов, как в Ульяновске, или ценовой демпинг, как в Коврове. Белорусы черпают вдохновение там же, где и российские производители, – копируют итальянцев и лидеров российского рынка. В последнее время белорусы увлеклись укрывистыми непрозрачными эмалями отделки шпона, что получило активную поддержку со стороны розницы.

Для белорусских фабрик основной канал сбыта в России – это специализированная розница. У большинства производителей в ассортименте нет моделей, которые могли бы быть интересны DIY-сетям (с розничной ценой до 6 тыс. за дверной блок). Пока только у BELWOODDOORS есть две раздельные ассортиментные матрицы для дверных салонов и для DIY магазинов. С крупными строительными российскими заказчиками белорусские производители на регулярной основе не работают. Этот сегмент им лишь только предстоит освоить.

Все белорусские производители пишут на упаковке название страны, где произведена продукция, так, как принято на родине:  «Сделано в Беларуси». Но в России и в Украине с советских времен привычней звучит «Белоруссия» (что самих белорусов немного обижает). Ориентируясь на конечного потребителя, один участник рынка реализует продукцию под названием «Двери Белоруссии». Однако значительная часть дверей, продаваемой этой компанией, в Беларуси не производится, а импортируется в Россию из Украины (производство находится в Ковеле, Малине и под Одессой). Плоды активного продвижения «ДБ» пожинают остальные участники рынка. Розничный покупатель все чаще интересуется дверями белорусского производства.

Наряду с белорусской мебелью и продуктами питания, в умах потребителей белорусские двери ассоциируются с хорошим соотношением «цена-качество» для своего ценового сегмента.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group