Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Аналитика

05.06.2014

Как защитить национальный рынок от конкуренции иностранных компаний? Об этом в статье Владимира Ващенка. Оценку положения отечественного рынка прозводителей дверей дает в своих комментариях президент национальной ассоциации дверной индустрии (НАДИ) Арзум Арзуманян.

Ващенок Владимир, ГК «Зодчий», Чебоксары

Протекционизм или фритредерство?

   На протяжении истории кризисные явления в экономике служили отправной точкой для переориентирования государств в сторону политики протекционизма. В последнее время много говорится о необходимости защиты отечественного производителя. В продолжение данной дискуссии справедливо поставить вопрос: нуждается ли дверная отрасль в такой защите?

   Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных  ограничений (пошлины, субсидии и иные меры);
   Фритредерство – политика, провозглашающая свободу торговли (отсутствие пошлин и иных немонетарных ограничений).

Плюсы и минусы 

   Политика протекционизма:
•  «очищение» рынка: способны ли мы удовлетворить потребности клиентов, ранее приобретавших иностранные товары?
• рост национального производства: готово ли физически производство к такому росту?
•  занятость населения, улучшение демографического роста, доходы в бюджет и иные показатели, не представляющие существенного интереса для участников дверного рынка;
•  благоприятные условия для монополизирования рынка крупными игроками;
•  удорожание продукции (прежде всего, за счет иностранных поставщиков, альтернативы которым нет на отечественном рынке);
• отсталость производимой продукции;
•  замедление экономического роста, изоляция страны, консервация отсталых производств и иные последствия.
   Политика фритредерства:
•  идеологические: поддержка международным сообществом, моральное состояние предпринимательских кругов и потребителя;
• экономический рост, увеличение оборачиваемости, финансовых и товарных потоков, избежание девальвации, инфляции;
•  «гонки на выживание»: иностранная, «привнесенная» конкуренция – насколько это хорошо при наличии внутренней конкуренции;
•  «принудительные» культурные изменения: внедрение иностранными компаниями «чуждых» нации ориентиров.

   Примеры протекционизма:
• США, Франция, Китай, Россия, Бразилия, Аргентина и Италия установили прямые или косвенные субсидии для национальных автопроизводителей;
•  в ноябре 2008 г. ЕС, сдерживая натиск украинской пшеницы, восстановил импортные пошлины на зерно;
•  в мае 2009 года Корея выделила 8,8 млрд долларов на поддержку судоходства и судостроения;
• согласно интегрированному плану по увеличению экспорта, Испания выделила 100 млн евро на открытие представительств своих компаний за рубежом. В 2009 году была разработана программа «Сделано в Испании», цель которой – улучшение имиджа испанских производителей в США. Бюджет программы – 44 млн.
   Как мы видим, возможных инструментов по проведению политики протекционизма огромное множество. В то же время протекционизм в целом противоречит идеологии ВТО, обостряет отношения со странами-экспортерами и порицается международным сообществом. В связи с этим следует признать, что традиционные методы протекционизма обречены на неудачу. В таких условиях следует прибегать к нетрадиционным, латентным способам защиты национального рынка. Реальный протекционизм на сегодняшний день включает в себя лоббистскую практику, конкуренцию ведомственных интересов, неформальные процедуры согласования интересов участников рынка. 
   Мы выделим несколько возможных векторов. 
   Первый – воздействие на потребителей, пропаганда достоинств отечественного товара. Ориентация внутреннего спроса на отечественный товар вписывается в общую идеологию преимуществ наших товаров, которые «более экологичны и полезны для здоровья». Верить в то, что наши двери лучше импортных, россиянам неизмеримо легче, чем верить в преимущества отечественных автомобилей.
Второй вектор – разнообразные меры, не относящиеся, на первый взгляд, к протекционистской политике, но по факту ограничивающие импорт. Формально прозрачный механизм импортозамещения имеет под собой неформальную лоббистскую основу. Тонкая игра вокруг защиты рынка организуется силами разнообразных ведомств – таможни, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и др.

   Таким образом, следует выделить следующие возможные рычаги воздействия для решения поставленной проблемы:
• влияние властей (в том числе негосударственных, например, НАДИ) на деятельность оптовых организаций и розничных сетей, погруженное в идеологический контекст экономического патриотизма;
• масс-медийная раскрутка достоинств отечественных товаров;
• теневой лоббизм при формировании порядка выдачи квот на импорт, установление тарифов, соответствующих интересам игроков рынка.
• подчинение деятельности государственных служб задаче ограничения импорта.
Данные векторы в своем единстве формируют реальную политику защиты внутреннего дверного рынка, далеко выходящую за пределы традиционных мер протекционистской политики.

Инструменты протекционизма

Арзум Арзуманян, президент НАДИ

ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДВЕРЕЙ

Начавшийся в 2008 году финансовый, а затем экономический кризис по своей сути является для нас кризисом перепроизводства, который в настоящий момент только усиливается. К существующим проблемам российских производителей дверей добавилась угроза «вторжения» на российский рынок через инструмент ВТО иностранных производителей, которые гораздо «голоднее» нашего брата, и которые были и будут на шаг впереди нас как по стоимости капитала, так и по технологии в целом.
Кроме этого, если смотреть на наш внутренний рынок с точки зрения его зрелости и привлекательности, то можно сделать вывод: российские игроки так и не успели достичь того уровня развития, когда они на равных смогут бороться за национальный рынок с иностранными производителями. У нас практически нет укрупнений и слияний, позволяющих увеличить доли рынка и усилить лояльность к своему бренду (за редкими исключениями, итоги которых пока непонятны). Если и есть усиление положения на рынке (одного-двух брендов, не более), то оно достигается обычными инструментами, без описанных выше вариантов, которые и характеризуют рынок с точки зрения его инвестпривлекательности.
Возможно, причина кроется в том, что время для этого еще не наступило. Рынок строительных материалов уже сформировался (укрепили свои позиции производители цемента, песка, кирпича и т.п.), и настала очередь рынка отделочных материалов, к каковым двери и относятся.
Есть еще один немаловажный фактор, ослабляющий российскую дверную промышленность: мы все работаем в условиях стандартов производства дверей почти 40-летней давности. При этом в части строительных и отделочных материалов ориентация у нас повсеместно (и на стройках, и в частном потреблении) идет на европейские нормы и стандарты. Чем быстрее мы модернизируем национальные стандарты и научимся по ним работать, тем быстрее станем конкурентоспособнее. Но эту проблему, сравнимую с эффектом бомбы замедленного действия, к сожалению, понимают далеко не все российские производители, но те, кто понимают, идут на шаг впереди всех остальных.
Получается, что наш рынок, как ни крути, сейчас очень привлекателен для «вторжения»: и низкий порог входа (игроков много и доли их не имеют превалирующего значения), и рост его капитализации еще впереди, и, говоря простым обывательским языком, делать двери по современным стандартам пока еще толком не умеют.

ВОЗМОЖНОСТИ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДВЕРЕЙ

1. Ввод сертификатов и стандартов, ограничивающих возможность внешней экспансии через импорт. Экспансию через покупку местных игроков ограничить будет невозможно, да и нужно ли?
2. Ввод инструмента по типу заградительных (утилизационных) пошлин – рабочий метод, требующий лоббирования и проч.
3. Остальные лоббистские и иные инструменты вполне применимы, если грамотно подойти к постановке задач и действовать консолидировано – например, посредством НАДИ.

 

 

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group