12.09.2014
7 потенциально конфликтных ситуаций для заказчика сайта.
1. Техническое задание
Техническое задание проекта это фундамент. Ошибки, пропуски и неточности приводят к многичсленным конфликтам между заказчиками и подрядчиками. Заказчики довольно часто имеют завшенные ожидания по обьемам работ, а понимание стоимости как правило занижено.
Для того, чтобы не возникало таких несоответствий, разработчики составляют техническое задание, в котором прописываются все опции будущего сайта, технологии, порядок работ, сроки разработки и прочие детали. И уже на основании этого списка выводится общая смета проекта. Которая обоснована и понятна обоим сторонам.
Вот пример одного успешного проекта, где все было сделано грамотно.
Не так давно в нашу студию обратился клиент, которому несколько лет назад мы уже делали сайт для магазина дверей премиум класса: www.doorsit.com. В отличие от большинства компаний, которые пытаются самостоятельно составлять Техническое Задание, они сразу обратились к профессионалам и за вполне разумные деньги получили исчерпывающее ТЗ. Отличительными особенностями которого стали 2 момента:
• ТЗ было разработано исходя из того, кто является целевой аудиторией сайта и какие действия пользователи должны выполнить, чтобы достичь результата.
• Проведя серию интервью с руководством и менеджерами компании, а так же серию юзабилити тестов были составилены прототипы основных странц сайта. Пример прототипа страницы.
Подобный подход решил сразу несколько проблем: ТЗ стало легким для понимания оценки трудозатрат веб-студии. Те. при рассылке ТЗ на тендере стало возможным получить более реалистичную стоимость проекта и сроки выполнения.
У участников тендера исчезла необходимость закладывать цену риска в стоимость проекта. Имея прототипы будущих страниц сайта дизайнерам стало проще ориентироваться в требованиях клиента к дизайну.
В результате работ по профессиональному ТЗ получился вот этот интернет-магазин: http://www.dveriwell.com
2. На самом видном месте должна быть информация «о нас»
Руководители компаний гордятся своим бизнесом. И почти всегда простят в разделе о компании сделать что-то особенное: сделать галерею сертификатов, разместить фото директора, озвучить обороты компании итп. И это нормально. Но всему должно быть свое место.
Вот один из подобных примеров:
После того как были утверждены прототипы, выполнен дизайн, продумано, где и что должно быть размещено на сайте, клиент стал настаивать на том, чтобы в «Шапке» сайта было написано, что у компании 58 магазинов.
К сожалению, большинству руководителей невдомек, включение дополнительных элементов в готовый дизайн портит композицию и затрудняет восприятие информации. А для посетителя, зашедшедшего на сайт информация о личности директора, обороте компании и числе магазинов стоит в самом конце списка его приоритетов.
3. Сделайте несколько дизайнов, а мы выберем, что понравится
Еще несколько лет назад подобный подход считался нормой. Даже сейчас, если речь идет о создании сайта на основе готового шаблона, то можно повыбирать между вариантами дизайна. Но в заказной разработке это нонсенс. Не может быть нескольких вариантов дизайна, если есть прототипы страниц и бренд-бук. Будет только один вариант дизайна, единственно правильный и единственно возможный.
4. Делайте, что я вам сказал, мне виднее, как будет лучше.
Как правило, чем крупнее клиент, тем более безапелляционно он ведет переговоры. Он не склонен прислушиваться к рекомендациям специалистов. Он сам знает, как надо. К сожалению в России кредит доверия к подрядчикам крайне низок. По умолчанию заказчик считает, что его хотят «развести», и что-то «впарить».
Не так давно у нас был клиент, для которого мы сделали привлекательный дизайн, и он его даже утвердил. Но спустя какое-то время он передумал и стал настаивать на смене цветовой гаммы. Разумеется, клиент эти переделки оплатил. Но представьте, каково дизайнеру ломать свою работу, в которую было вложено столько времени и сил. Избежать эту проблему можно если до начала проекта заказать Бренд-бук компании, утвердить все фирменные цвета, логотип и шрифты. И лишь после этого приступать к разработке дизайна.
5. Давайте покажем дизайн всем сотрудникам, а потом переделаем его согласно их советам.
Попытки показать дизайн нескольким сотрудникам, чтобы они высказались, как им кажется лучше, приводят к списку противоречащих друг другу пожеланий. Еще больше может осложнить ситуацию, совместная встреча группы сотрудниц и проектной команды. Женщины любят поговорить много и обо всем, но к сожалению программисты плохо понимают абстракцю.
Решением данной проблемы может быть ведение проекта со стороны заказчика только через одного человека он же будет принимать все решения по проекту. Так же отличным решением может быть использоваие систем управления проектами. К примеру мы используем www.worksection.com
6. Смешивание дизайна и проектирования
Это, наверное, самая суровая ошибка, которую совершали все, кто когда-либо был вовлечен в процесс веб-разработки. Большинство людей не видят разницы между дизайном сайта и его проектированием. Но если это не разделять, то в результате получится «каша». Которую очень долго придется «расхлебывать» дизайнерам, верстальщикам, менеджерам Как следствие будут сорваны сроки проекта и раздут бюджет. Решением данной проблемы будет: отрисовка прототипов страниц и постановка целей на этапе работы над Техническим заданием.
7. Если заказать отличный сайт, то продажи существенно вырастут.
У заказчиков есть определенные ожидания насчет работы нового веб-сайта компании. И если они не оправдываются, то клиенты начинают говорить о плохом качестве работы веб-студии. Ведь качество — это соответствие финального результата ожиданиям.
Нам неоднократно приходилось сталкиваться с заявлениями типа: «Вы сделали сайт, а у меня ничего не продается».
К сожалению, в этом мире все гораздо сложнее. Иметь хороший сайт недостаточно. Ни A/B тестирование, ни повышение CTR, SEO, Директ, ни высчитывание ROI не спасут ситуацию. По нашему мнению более 90% компаний в России не имеют какой-либо внятной стратегии продвижения. Продвижения не сайта, а всего бизнеса. Считанные единицы могут посчитать эффективность того или иного рекламного канала и проследить весь путь клиента от первого обращения до сделки. Еще меньше компаний, которые хорошо владеют классическим маркетингом. Поэтому возможно будет хорошим решением для маркетологов компании и руководства посмотеть выступления Владимира Давыдова из компании Комплето, для того, чтобы познакомиться с лучшими практиками современного интернет маркетинга.
Кстати, у них есть замечательный опыт продвижения производителя дверей компании Torex.
Евгений Новиков
Менеджер проектов в
www.imagineart.ru