Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Рынок дверей

05.10.2015

Анализ рынка. Эксперты об изменениях и перспективах дверного рынка Беларуси.

Владимир Скоблик, директор УП «Стальная линия» (Вейно, Могилевская обл.)

Какие изменения, с Вашей точки зрения, произошли на рынке Беларуси за первое полугодие 2015 года?
Кризис в полной мере отразился на рынке Беларуси. Покупательская способность населения падает. Даже по официальным данным население сейчас тратит более 70% своего невысокого дохода на предметы первой необходимости – питание и одежду*. И это не может не отразиться на спросе на двери. Все местные производители дверей борются за клиента: снижают цены и предлагают своим дилерам продукцию по цене, сравнимой с китайской. Несомненно, это отражается на рентабельности производства.

Однако не будем забывать, что слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность» (Дж. Ф. Кеннеди).

Положительным моментом является то, что китайские производители, ранее занимавшие прочные позиции в экономсегменте, постепенно уходят с рынка. Соответственно, происходит перераспределение рынка, и белорусские производители начинают занимать здесь лидирующее положение.

Какие изменения произошли в Вашей компании за прошедший период (первое полугодие 2015)? Объемы продаж за первое полугодие в нашей компании упали в среднем на 45%. Однако, как показывает статистика, январь-апрель – это традиционно кризисные периоды для дверной отрасли. На фоне общей стагнации рынка мы расцениваем такое падение спроса как закономерное и не критическое, тем более, что по отношению к январю-апрелю 2014 г. объем производства все же вырос.

Обновление парка основных средств и принципы бережного производства помогли значительно снизить удельные затраты на производство продукции. Ограничив рентабельность продаж, мы смогли удержать свои позиции в розничной сети и поддержать наших партнеров.
За первое полугодие мы и наши партнеры сделали упор на повышение качества торговых объектов, как уже работающих, так и новых. Благодаря этим мерам мы рассчитываем на рост продаж по итогам 2015 г.

Ваши планы по развитию компании до конца 2015 и на 2016 год.
Сейчас наша главная задача – это сохранение нашей репутации как надежного производителя и партнера. Мы не поддаемся соблазну снизить качество продукции и, экономя на материалах, терять своих клиентов. Напротив, мы продолжаем работать над выпуском новых интересных продуктов и всеми силами стараемся поддержать нашу дилерскую сеть, чтобы вместе достойно выйти из кризиса.

Ваш прогноз по развитию розничного рынка Беларуси до конца 2015 и в 2016 году.
Сейчас мы как нельзя лучше видим, что мировая политическая обстановка самым сильнейшим образом влияет на все сферы нашей жизни. Уверен, что к концу года ситуация кардинальным образом не улучшится.

Хочется вспомнить слова народной мудрости: «Пережили кризис – переживем и изобилие». То, что кризис – это испытание, которое пройдут не все, это факт. Как и в любом бизнесе – выживет сильнейший. Новые продукты, новое отношение к дилеру, потребителю, новые бизнес-процессы в компании, новое видение своей миссии – это то, что, несомненно, изменится во всех компаниях. И в этом я вижу положительное влияние кризиса на бизнес.

Виталий Быченко, заместитель директора ЧП «Юркас» (Минск)

Тенденции на дверном рынке нашей страны первой половины 2015 года можно охарактеризовать как сплошное изменение и ускорение естественных процессов. Глубинные причины вероятнее всего надо искать в экономической ситуации в нашей стране и России.

В сравнении с 2014 годом увеличилось количество уходов и приходов в дверной бизнес. Покидают рынок, как правило, мелкие продавцы. С позиции дистрибутора мы можем констатировать факт роста клиентской базы и усиление конкуренции.

Стратегия выживания розничного дверного и смежного строительного идет по пути замены и/или расширения ассортимента. Узкоспециализированные дверные магазины расширяют ассортимент или полностью уходят в другие ниши. Участились запросы со стороны магазинов и гипермаркетов строительных материалов.
Белорусские двери в основной массе подорожали исходя из изменения курса белорусского рубля. Российский же товар, зачастую, остался на уровне прошлого года. Этот фактор наряду с общим снижением покупательской способности населения существенно повлиял на смену локомотивов продаж.

Активные изменения происходят и в нашей компании. Ключевое изменение для нас – это переезд в собственный торгово-логистический центр класса «А» площадью 6000 кв, м.
Из внешних изменений я бы в первую очередь отметил оптимизацию и расширение ассортимента. Касательно внутренних изменений – это развитие сервисов для наших клиентов.

Стратегия компании исходит из принципа роста и совершенствования. Основные планы касаются совершенствованию региональных складов, дальнейшему расширению ассортимента. Отдельно хочу остановиться на развитии сети франчайзинга: до конца следующего года должно функционировать порядка 70-80 салонов.

Мы полагаем, что до конца года ситуация в плане продаж останется стабильной. Самый сложный период сезонного спада продаж уже пройден. Касательно количества розничных игроков мы ожидаем укрупнения бизнеса – выживут сильнейшие.

Евгений Кишкурно, директор филиала группы компаний «Форпост» в Беларуси (Минск)

Какие изменения с Вашей точки зрения произошли на рынке Беларуси за первое полугодие 2015 года.
Доходы населения относительно 2014 г. сократились, что не могло не сказаться на объёмах и на структуре продаж. Продажи у многих существенно снизились. Покупатель все чаще начал обращать внимание на более дешёвую продукцию, причём желая получить характеристики, как у более дорогой позиции, к покупкам подходить более осмысленно (все больше стало встречаться явление, когда клиент обходит все магазины в течение нескольких месяцев и не один раз, прежде чем осуществит покупку). На фоне этого, производители и продавцы стали более гибкими в работе с покупателем, как по срокам, так по ассортименту и ценам, в данной ситуации в выигрыше остаётся только клиент.

Какие изменения произошли в Вашей компании за прошедший период (первое полугодие 2015)?
Нестабильная экономическая ситуация имеет как минусы, так и свои плюсы. Минусы всем хорошо известны. К плюсам, которые мы извлекли из первого полугодия, можно отнести следующее:
1) Оптимизация своих затрат. При детальном анализе отказались от расходов, которые были необоснованными и при их сокращении не повлияли отрицательно на общие результаты работы.
2) Более детально подошли к анализу всех торговых точек, что позволило оптимально составить модельный ряд согласно предпочтениям жителей данного региона.
3) Начали сотрудничать с новыми поставщиками продукции, что положительно сказалось на соотношении «цена /качество» по нашему товару.
4) Расширили ассортимент недорогих металлический дверей, тем самым, не потеряв в объёмах продаж, а существенно их увеличив.
5) Стали более гибкими к своим клиентам.

Ваши планы по развитию компании до конца 2015 и на 2016 год.
Планы нашей компании на период конец 2015 и 2016 гг. – еще более укрепить свои позиции на рынке металлических дверей. В 2016 г. открытие новых розничных магазинов формата «Салон-Дверей», т.к. ставки по аренде и продаже помещений должны достигнуть своего минимума, что позволит открыть новые точки реализации с наименьшими затратами.

Ваш прогноз по развитию розничного рынка Беларуси до конца 2015 и в 2016 году.
В 2016 г. в дверной рознице останутся компании, которые смогут правильно оптимизировать свои затраты и предложить покупателю максимальный ассортимент продукции и услуг.

Алексей Парафиянович, заместитель директора компании «РосБелИнвестпласт» (Гродно)
К сожалению, у нас ситуация только ухудшается. Рынок сворачивается, многие салоны закрываются, у людей покупательская способность сводится к нулю. Выживать помогает только развитие других направлений деятельности, а о заработках вообще никто речи не ведет. В стране с каждым днем растет безработица, и у людей не хватает денег прокормить свои семьи, а самый большой бич - это сплошные неплатежи со стороны государства, вследствие чего идет задержка зарплаты, вымывание оборотных средств, предприятия залезают в кредиты, которые потом трудно или невозможно отдать.

Вячеслав Якубик , директор по продажам BELWOODDOORS (Минск)
В сравнении с первым полугодием 2014 года в этот же период текущего года на внутреннем белорусском рынке было продано на 25% меньше межкомнатных дверей. В денежном выражении, если проводить подсчеты в долларах США, рынок уменьшился гораздо сильнее – практически вдвое. И если в первом квартале продажи были на довольно хорошем уровне (из-за удовлетворения ажиотажного девальвационного спроса), то второй квартал 2015 года белорусские продавцы дверей будут с содроганием вспоминать еще долго. Если, конечно, не сбудутся мрачные прогнозы некоторых экспертов на 2016 год и не появятся новые поводы для огорчений.

Резко и значительно выросла доля рынка у дверей российского производства (по нашим оценкам с 25% до 40%). В первую очередь это произошло из-за более ранней и глубокой девальвации российского рубля, а так же из-за активизации российских производителей в поиске вариантов загрузки освободившихся мощностей (появление которых, в свою очередь, вызвано значительным сокращением спроса на внутреннем российском рынке). Мы предполагаем, что в 2016 году доля импорта на белорусском рынке существенно снизится. Во-первых, большинство импортируемых дверей не соответствуют нормативам белорусских ГОСТов (и на это, рано или поздно, обратят внимание контролирующие органы), а во-вторых, соотношение между себестоимостью производства в России и Беларуси в скором времени снова вернется на привычный уровень (многие годы в Беларуси себестоимость производства была в среднем по отрасли ниже, чем в России).

Заметные события первого полугодия на дверном рынке Беларуси:

- закрытие завода «Интердорс» в апреле 2015 года (в 2014 году предприятие производило дверной продукции на 500 000 $ в месяц)
- заморозка инвестиционного проекта по выпуску дверей на предприятии «Барановичидрев» (в 2014 году иностранный инвестор объявлял о планах по организации производства с мощностью выпуска 20 000 дверей в месяц)
- открытие современного логистического комплекса компании «Юркас» (он стал первым в Беларуси, но скорее всего, далеко не последним).

Для нашей компании этот период тоже был не самым простым в шестнадцатилетней истории завода. Однако мы давно привыкли, что рыночная ситуация не стоит на месте и стараемся менять продукт и саму компанию с той же скоростью, с которой происходят изменения на основных рынках нашего присутствия.

Более 80% объемов продаж BELWOODDOORS – это экспорт. Поэтому большинство заметных событий у нас происходит за пределами Беларуси. За этот период мы открыли четыре новых фирменных магазина в Астане, что позволило нашему казахстанскому филиалу уверенней себя почувствовать на местном рынке.
Двери BELWOODDOORS стали доступны покупателям одной из крупнейшей европейской сети DIY Castorama во всех городах ее присутствия в России.
Наша компания существенно увеличила объемы продаж на рынках Стран Балтии, в Азербайджане и в США.
Мы первыми в Беларуси освоили выпуск и прошли сертификацию противопожарных дверных блоков с деревянной дверной коробкой. Благодаря этому начинанию, первая в Беларуси гостиница Hilton оборудована дверными блоками отечественного производства.
Компания BELWOODDOORS значительно обновила ассортиментный ряд выпускаемой продукции. И если еще пару лет назад большинство дверей BELWOODDOORS были фанерованы шпоном, то теперь доля продукции с искусственными покрытиями уже обогнала традиционные изделия.

В следующем году белорусский дверной рынок продолжит свое поступательное развитие и взросление. На нем будут происходить все те же самые процессы, которые в последние годы мы наблюдали на более развитых рынках соседних стран (России, Украины, Польши и в Странах Балтии), а именно:
- Существенно увеличится доля DIY (немного подрастут местные игроки, но основной рост придется на иностранные сети).
- Стрит-ритейл сдаст свои позиции, и большая часть розничного товарооборота перетечет в специализированные Торговые Центры.
- В Минске появятся склады нескольких зарубежных производителей или крупных дистрибуторов. Уменьшение «родных» рынков подстегивает производителей активно расширять свое присутствие в соседних странах и в том числе в Беларуси.
- В специализированной рознице будут успешно развиваться и зарабатывать только те компании, которые смогут создать и клонировать салоны с понятной и необходимой для покупателя ценностью.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group