Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
08.10.2015
Юрий Божченко, владелец и генеральный директор MATADOORS.RU (Москва)
2015 год начался очень успешно на волне сумасшедшего спроса конца 2014 года. Далее рынок начал меняться. Как показывает практика, спрос на двери никуда не исчез. Многие мелкие магазины закрылись, кто-то вообще ушел с рынка, на их место приходят новые, более сильные. Основными нашими каналами сбыта являются торговые центры и продажи через интернет (сильно просели дизайнеры и строители). Причем очень большую роль играет расположение и известность ТЦ. Много ТЦ с низкой арендой и неудачном расположением, а вот хороших, проходимых не так много. Места там, как правило, нет и аренда слишком высока – от 4 тыс. до 5 тыс. за 1 кв. м в месяц. Стабильно растет торговля через интернет и здесь очень важно грамотно управлять этим процессом. Мы осознали, что самое главное в продажах зависит от менеджеров-продавцов. Ведь именно они продают двери, принимают звонки и т.д., работая с клиентами. Идеально, когда хороший менеджер работает в проходимом торговом центе. Тогда цена и ассортимент уходят на второй план. В первом квартале создали полноценный отдел продаж с использованием всех современных технологий: организовали видеонаблюдение, улучшили IP-телефонию, внедрили CRM-систему, написали корпоративную книгу продаж, усовершенствовали системы продаж, оплаты и мотивацию, подобрали и улучшили основные скрипты. Итоги положительные. За последние полгода производителей не меняли. Считаю, что вся матрица правильная, да и добавлять-то, по сути, некого. Выставляли новинки тех же фабрик, с кем и работаем. Великолепная работа складывается традиционно с MATADOOR, «Эрис», PROFILDOORS, «Стендор». В 2015 году, за исключением мая месяца, работа идет стабильно, динамика положительная. В планах открытие мультибрендового магазина 100 м в хорошем ТЦ. Объем рынка Москвы и области колоссальный, стоит посмотреть на количество новостроек, и все становиться ясно. До конца года мой прогноз положительный. «Большинство неправильных шагов совершаются, стоя на месте». Желаю всем действовать, позитивно мыслить и удачных продаж!
Никита Супрунов, менеджер отдела закупок компании «Вудсток» (Москва)
Основными нашими направлениями являются натуральный шпон, fine-line, пиломатериалы и т.д., которые зависимы от макроэкономических процессов, так как большая часть товара импортного производства, что оказывает влияние на конечную стоимость дверей. Из-за этого практически всё первое полугодие прошло под знаком отложенного спроса — заказчики придерживали деньги, ожидая стабилизации валютных курсов.
Совсем недавно казалось, что к концу июня рынок производства дверей достиг дна. Однако в середине лета наметился позитивный тренд — рынок показал лёгкое оживление. Но новые провалы рубля, скорее всего, повлекут за собой очередную волну спада: каждый шаг вниз потребует от участников рынка определённого времени на адаптацию к изменившимся условиям.
В этих непростых условиях оставаться лидером в своём сегменте рынка компании «Вудсток» помогает, в первую очередь, разветвлённая филиальная сеть. В 2015-м мы не только не сократили, но, напротив, расширили её, добавив к девяти существующим десятый филиал в Брянске. Кроме того, удерживать лидирующие позиции нам позволяет большая клиентская база, а также диверсификация продуктовой линейки (помимо ключевых позиций, она включает клей, лаки, рулонный шпон собственного производства).
Анализируя динамику по группам товаров, стоит отметить, что за первое полугодие произошло незначительное снижение потребления fine-line — помимо экономической ситуации свою роль здесь сыграло развитие материалов-заменителей. Так же fine-line традиционно относиться к индустриальной позиции. А вот натуральный шпон, напротив, двигался поперёк рынка, показав пусть небольшой, но всё же рост. Наибольшая активность наблюдалась в секторе материалов для производства дверей верхнего ценового сегмента — он менее всего пострадал от экономического спада. Среди популярных позиций здесь стоит отметить сапели, ясень белый, дуб, макоре, анегри, орех.
Что ждёт рынок впереди? Во-первых, рост влияния дарвиновского фактора: доли рынка будут всё активнее распределяться между производителями, поставщиками, и продавцами по принципу «от слабого к сильному». Во-вторых, есть повод для оптимизма: во втором полугодии рынок традиционно показывает достаточно значительный рост, и мы надеемся, что, несмотря на макроэкономический негатив, в 2015-м эта тенденция сохранится.
Александр Бирюков, директор московского представительства ГК «Океан» (Москва)
На мой взгляд, отличительной особенностью первого полугодия 2015 года является абсолютная нестабильность и непредсказуемость спроса. Очевидный спад продаж импортных дверей в связи с ростом доллара и евро, по крупнейшим операторам более чем в 2 раза, и, как следствие, вынужденное сокращение торговых площадей и персонала этими компаниями. По российским дверям в зависимости от производителя и сегмента – 20-40% падения по сравнению с прошлым годом.
На традиционные сезонные спады в новогодние и майские праздники наложились еще резкие спады покупательской активности в феврале (все закупились в декабре, те, кто не успел в декабре, оплатили в январе, а в феврале как будто остановились, чтобы отдышаться), второй половине мая (первая половина традиционно «мертвая»), а также в середине июля. Причем повышения и понижения покупательской активности наблюдается синхронно во всех ТЦ Москвы и области. То есть, если народ в выходные пошел, то пошел везде, и продажи соответственно есть во всех популярных торговых комплексах и во всех ценовых категориях. Причем, происходит это волнообразно. Так, в начале июля в одни выходные – нормальный трафик (хотя в полтора раза меньше, чем в эти дни в прошлом году), расчеты и приличные продажи, и в следующие же выходные – падение проходимости и продаж более чем в два раза относительно предыдущих. При схожей погоде и политической обстановке. Необъяснимо, но факт. Наверное, изменения в солнечной активности.)
Сергей Тизик, исполнительный директор компании «ТОП-ЛОК» (Москва)
-Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли на рынке ЦФО и Москвы за первое полугодие 2015 года?
-Сократились продажи дверей сегмента «средний и выше». Низкий и премиальный ценовой сегмент, в общем, остались без изменений.
-Какие изменения произошли в вашей компании за прошедший период (первое полугодие 2015)?
-Объемы продаж не изменились. Сместился акцент продаваемых нами изделий – цилиндров и замков. Наша компания получила права эксклюзивного дистрибьютора продукции Mul-T-Lock.
-Ваши планы по развитию компании в регионе до конца 2015 и на 2016 год?
-Планируем увеличивать продажи всего ассортимента нашей продукции – DOM, Titan, CR, Magnum, POINTLOCK и, несомненно, MUL-T-LOCK. Верим в востребованность и успех всей продукции.
-Ваш прогноз по развитию розничного рынка Москвы и ЦФО до конца 2015 и в 2016 году?
-Слабые компании будут продолжать постепенно уходить с рынка. В общем – настрой позитивный.
Георгий Солдатов, генеральный директор компании «Адитим» (Москва)
-Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли на рынке ЦФО и Москвы за первое полугодие 2015 года?
-Изменения соответствуют общим кризисным тенденциям: падение производства, банкротства мелких и средних производителей. Крупные игроки чувствуют себя увереннее — сейчас как никогда работает эффект экономии на масштабах производства. Особенно устойчивы компании с максимально диверсифицированными каналами продаж.
-Какие изменения произошли в вашей компании за прошедший период (первое полугодие 2015)?
-Портфель направлений, по которым работает наша компания, был изначально диверсифицирован (мы присутствуем на рынке ПВХ, рынке энергосбережения и алюминиевых светопрозрачных конструкций). Поэтому несмотря на серьезное падение в деревообработке, ситуация по итогу первого полугодия оптимистичная. Развивается наше инжиринговое направление — сейчас у нас есть несколько заказов на проектирование новых дверей. Разносторонняя экспертиза позволяет нам объединить деревянное и алюминиевое направления, это очень перспективный проект, соответствующий актуальным мировых тенденциям. Так что в скором времени мы выведем на рынок несколько новых продуктов. Планируем активную и даже агрессивную работу.
Если говорить о потерях, то основной удар пришелся на рынок уплотнителя. Некоторые производители перешли с качественного дверного уплотнителя Schlegel на дешевые заменители. Удивительно, но среди них — производители дверей даже высокого ценового сегмента: этот «тренд» можно было наблюдать на последней выставке MOSBUILD. Впрочем, в последнее время начался активный возврат клиентов, этому способствуют рекламации конечных покупателей на готовый продукт — дверь.
-Ваши планы по развитию компании в регионе до конца 2015 и на 2016 год?
-Мы строим максимально личные отношения с клиентами, ищем совместные решения для каждой конкретной задачи: не секрет, например, что в текущий кризис ликвидности мы помогаем многим клиентам товарными кредитами. Мы убеждены, что текущие сложности можно преодолеть только в честной партнерской работе, и что поставщик и потребитель — в первую очередь, партнеры.
-Ваш прогноз по развитию розничного рынка Москвы и ЦФО до конца 2015 и в 2016 году?
-Дно в падении продаж недвижимости мы ожидаем в середине 2016 года — делайте выводы. При этом текущий кризис очень интересен своей непредсказуемостью: каждый день несет нам новости, которые могут кардинально изменить ситуацию на рынке.
Максим Чураков, директор по развитию CISA Allegion Russia (Москва)
-Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли на рынке ЦФО и Москвы за первое полугодие 2015 года?
-Импортозамещение, перенос фокуса покупателя среднего класса на более дешёвые замки.
-Какие изменения произошли в вашей компании за прошедший период (первое полугодие 2015)?
-Запущены вся гамма перекодируемых замков серии Basic, подготовлена к производству новое семейство замков – MediaThor. Открыты 3 сервис-центра – в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Йошкар-Оле.
-Ваши планы по развитию компании в регионе до конца 2015 и на 2016 год?
-Невозможно строить позитивные планы на падающем рынке.
-Ваш прогноз по развитию розничного рынка Москвы и ЦФО до конца 2015 и в 2016 году?
-Некоторое увеличение продаж в Крыму – за счёт смены поставщиков с украинских на российских. В Москве – снижение доли импортных замков, вымывание их из оборота, некоторый дефицит, затем – возвращение до 50% от прежнего оборота 2013г.
Лариса Мостовая, маркетолог компания Zетта (Воронеж)
Год 2015 начался с затишья в продажах, как по ЦФО, так и в целом по стране.
Тем не менее, в первом полугодии рост продаж дверей Zетта по ЦФО составил 22 % по сравнению с I полугодием года прошлого. В разрезе серий дверей отмечу, что рост этот произошел за счет дверей дорогого сегмента, в то время как по недорогим моделям обнаружился спад продаж. При этом в целом по стране у компании спад продаж за первое полугодие составил 3%.
ЦФО — для нас интересная и важная площадка. По словам наших партнеров из Москвы, спад продаж в этом году чуть больше, чем обычно. К сожалению, точными данными мы не располагаем. Тем не менее, каждый открывались новые склады в Москве, Санкт-Петербурге, новые торговые точки в других городах страны и округа.
В планах на второе полугодие по ЦФО – рост продаж, и для этого есть все предпосылки: заявки, сделанные нашими дилерами позволяют на это рассчитывать.
Мария Чубарова, заместитель генерального директора компании «Европан Дверь» (Жуков, Калужская обл.)
-Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли на рынке ЦФО и Москвы за первое полугодие 2015 года?
-Изменения стали заметны к концу первого полугодия 2015 года. В первую очередь, это превышение показателя «уменьшение количества торговых точек» над показателем «увеличение количества торговых точек». Т.е. новые точки открываются, но с большей осторожностью, а закрывают точки более активно (по разным причинам – либо откровенно убыточная розница, либо нежелание владельцев датировать «балласт»). Так же заметны серьезные структурные изменения в ассортиментных матрицах магазинов – мультибренды достаточно серьезно их (матрицы) переделали. Так же могу отметить и то, что формат – «25 производителей и по 2 образца от каждого» себя практически изжил (не совсем конечно, но динамика отчетливо видна). Самые эффективные магазины – это те, кто сделал ставку максимум на 4-5 производителей, не пересекающихся друг с другом (имею в виду межкомнатные двери).
-Какие изменения произошли в вашей компании за прошедший период (первое полугодие 2015)?
-Изменений произошло много, нам очень непросто пришлось в первом полугодии 2015 года. Произошла оптимизация модельного ряда, в ближайшее время будут добавлены несколько новинок. При этом мы сделали ставку на активное развитие (читай – улучшение представленности в регионе), за счет этого объем продаж остается оптимальным для нас.
-Ваши планы по развитию компании в регионе до конца 2015 и на 2016 год?
-Нам необходимо достаточно быстро внедрить новые позиции и искоренить те факторы, которые нам сейчас мешают работать. А дальше двигаться вперед, несмотря ни на что.
-Ваш прогноз по развитию розничного рынка Москвы и ЦФО до конца 2015 и в 2016 году?
- Про 2016 год говорить побаиваюсь – сложно прогнозировать. В 2015 году, если не случится ничего экстраординарного (не будет волны сокращений, не взлетит курс валют, не повлияют политические факторы), рассчитываю, что рынок должен стабилизироваться – люди все равно будут обустраивать жилье и приобретать его, только вот масштабы потребления неминуемо сократятся.