Эта статья относится к разделам: Аналитика
10.11.2015
Игорь Сафронов, инженер-дизайнер, эксперт в циркулярной экономике, Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1998 года. Номинация "Дизайн" MA/MSc Innovation Design Engineering
XIII Всероссийская конференция по безопасности со всей очевидностью продемонстрировала, что отрасль, занимающаяся производством дверей, не способна ни предвидеть изменения, ни поддерживать рост. И дело здесь не только в непригодности регулирующей базы, но и в самом продукте, который есть отражение традиций, основанных на конкуренции, копировании и следовании стереотипам банальной рыночной модели «БизнесКакОбычно» (БКО – производство массового продукта в конкурентном поле с низким уровнем рентабельности).
Можем ли мы предложить иную бизнес-модель, обладающую избыточным потенциалом для эффективного развития как самого бизнеса, так и социума, который этот бизнес обслуживает?
Циркулярная экономика
Мы все являемся свидетелями и участниками рыночной экономики, которая характеризуется линейным подходом «добываем-производим-выбрасываем». Эта экономика становится все менее жизнеспособной перед лицом новых экологических и экономических ограничений и вызовов.
ПЕРЕХОД К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Рис. 1 Сравнительная диаграмма альтернативных экономик. Источник : Ellen McArthur FoundationReport 2014
Альтернативой линейной экономике может выступить т.н. циркулярная экономика, которая ставит целью разорвать связь между актуальным вектором развития социума и экономическим ростом за счет потребления природных ресурсов. В данной модели материального производства используются два типа циклов:
- цикл органических или биологических материалов, способных возвращаться в биосферу без вреда для живого мира;
- цикл технических материалов, которые должны удерживаться в обороте как можно дольше посредством таких инструментов, как прокат, модифицирование, ремонт, ре-производство, повторное использование.
Интерес к циркулярной экономике в мире растет экспоненциально. Компании, встающие на этот путь, открывают для себя принципиально новые возможности для развития не только за счет извлечения дополнительной ценности из своих продуктов и материалов, но и за счет отказа от догм устаревшей экономической модели.
Однако стоит заметить, что существуют барьеры входа в циркулярную экономику, и эти барьеры, к счастью для нашего мировоззрения, являются родовыми признаками рыночного капитализма. Это прежде всего ограниченность стандартизации, неразвитость модульности конструкций и систем, широкое применение химически вредных материалов, короткий жизненный цикл продуктов и отсутствие сквозной отраслевой кооперации. Для западного мира циркулярная экономика – это огромный соблазн и одновременно серьезный вызов, поскольку речь идет о посягательстве на фундаментальные либеральные ценности: индивидуализм, конкуренцию, главенство прибыли над человеческими ценностями и особый тип свободы, характеризуемый, в первую очередь, безответственностью перед будущим.
Если мы посмотрим на собственную историю, то обнаружим, что то, к чему стремится Запад сегодня, в СССР существовало в реальной жизни. Основы для перехода в будущем к циркулярной модели были изначально заложены в природе советской экономики. Так, стандартизация была инструментом государственной политики, которая регулировала добычу и потребление ресурсов и влияла на характер продукта: его долгий жизненный цикл, стабильное качество и соответствие духу времени. Унификация в промышленности (отраслевая, межотраслевая и заводская) создавалаусловия, при которых сегодня мог быть осуществлен переход к ре-производству. В качестве примера может служить ситуация в советском автопроме, где широкая номенклатура унифицированных деталей и узлов применялась на разных моделях машин производимых разными заводами.
Рис. 2 Схема унификации деталей и узлов в автопроме СССР
Характерным преимуществом такого подхода являлось то, что всегда была возможность найти запчасти где угодно, недорого и обойтись дорожным ремонтом. Кто-то возразит, мол, нельзя же сравнивать грубый советский двигатель с аккуратным западным – оказалось, что можно! Самые эффективные двигатели внутреннего сгорания за более чем 100-летнюю эволюцию так и не преодолели барьер 25% к.п.д.
Дизайн вещей, основанный на простоте и эффективности, был частью советской системы. Примером морально не стареющего дизайна является стакан Веры Мухиной, созданный в блокадном Ленинграде в 1943 году и до сих пор находящийся в обороте. Успешным примером дизайна для циркулярной модели была сумка «авоська» как часть умной системы, регулирующей покупкупродуктов в нужном количестве. К тому же эти продукты либо заворачивались в бумагу, либо расфасовывались в оборотную стеклянную тару.
Возвращаясь к теме, которой посвящается настоящая статья, мы зададимся главным вопросом: возможно ли сегодня предложить новый дизайн и новую бизнес-модель отвечающую канонам циркулярной экономики для предприятий, производящих квартирные двери?
Квартирная дверь
Металлическая квартирная дверь – это энергоемкий продукт.
Энергия, затрачиваемая на производство одной двери, примерно равна 2500MJ, что соответствует одному баррелю нефти. Только на московский рынок ежегодно поставляется 400 000 дверей. Эквивалентная энергия, затраченная на их производство, равна 960TJ или 15 Хиросимам. Во многих случаях до 99% дверей поставленных на строительный объект заменяются жильцами при заселении. Это удваивает промышленные энергозатраты, увеличивает эмиссию СО2 и увеличивает размеры городских свалок – колоссальная энергия, включая людские ресурсы, в итоге растрачивается впустую. По данным Всемирного Фонда Дикой Природы в последнее десятилетие человечество проедает ресурсы 3,5 планеты в год. И здесь возникает дополнительный вопрос: можем ли мы остановить эту разрушительную тенденцию доступными средствами так, чтобы сохранить и приумножить благополучие в XXI веке?
Современный уровень развития не терпит бессистемных подходов: сегодня никому не нужен просто продукт вне глубокого социального контекста. Квартирная дверь является основообразующим элементом социотехнической модели, в которой вещи, люди и процессы сообща могут формировать целостную равновесную комфортную систему. Участники системы (стейкхолдеры) – это производители дверей и комплектующих, дизайнеры, архитекторы, строители, продавцы, пользователи и их посетители, сервисные мастера, правоохранительные органы и даже грабители. Эволюционно усложняющиеся социо-инженерные системы способны сохранять высокий уровень надежности, прежде всего, тогда, когда они органично учитывают интересы разных групп людей, имеющих отношение к продукту на той или иной стадии жизненного цикла.
К сожалению, в реальной жизни удовлетворенные участники нашей системы – это строители, частично производители и, возможно, грабители. Все остальные здесь являются проигравшими. Нелепо выглядит, так сказать, партнерство производителя двери и застройщика. Интересы обоих фактически противопоставлены интересам третьей стороны – конечного пользователя: застройщику от двери ничего не нужно, кроме низкой цены и сертификата, а производителю нужен серийный заказ. В этой модели участники просто минимизируют свои риски. Конечный пользователь лишен возможности сделать по-настоящему свой полноценный выбор, и поэтому продукт заведомо представляет собой малоценный объект. В результате потребитель вынужден принимать эти правила игры и закрывать глаза на то, «что ему впаривают» в нагрузку вместе с квартирой. Он принимает эти правила, поскольку у него нет выбора и поскольку стоимость двери в цене квартиры составляет примерно одну тысячную долю. Более 2 млн дверей ежегодно на российском рынке составляют китайские «хлопушки», за которые клиент платит пошлины для того, чтобы затем эти двери отправлялись в мусор да еще на российской территории. Глядя на двери, за которыми стоят уродливые формы бизнеса и чудовищный рост энтропии, невозможно испытывать положительные эмоции. Это не дизайн для пользователя – это инструмент одноразового использования клиента одноразовыми людьми.
Итак, чтобы раскрыть потенциал рынка, нужен подход, основанный на циркулярных принципах – это стандартизация элементов конструкции двери, это модульный дизайн создающий открытую архитектуру, это бесконечный жизненный цикл двери и развитие сервиса на основе работы с клиентской базой. Это дизайн, который способен исследовать и учитывать эмоциональные и ценностные факторы и строить перспективу на годы вперед.
Рис. 3 Потенциал отрасли дверей и резервы покупательской способности
Модуляризация
Известно, что дверь по своему назначению выполняет сразу несколько функций: прочность, секретность, огнестойкость, звукоизоляция, воздухонепроницаемость. Но современная дверь так спроектирована, что взаимосвязи частей соподчинены и не оставляют свободы для модернизаций, трансформаций и ремонта в течение жизненного цикла, что является типичным для продукции рыночного капитализма.
Современный автомобиль также представляет собой пример немодулированной системы – это целое, состоящее из взаимозависимых частей, модернизация которых в составе общей системы невозможна (см.Рис.4, а). Эта зависимость обрекает компоненты следовать судьбе целого. Например, моральная старость кузова раньше времени может уничтожить ценность других хорошо работающих подсистем, у которых ресурс, как правило, значительно выше. В такой ситуации невозможно модернизировать что-либо внутри системы. Только выпуск новой модели с очередным коротким жизненным циклом будет соответствовать индустриальным интересам линейной экономики.
Рис. 4 Немодулированный продукт рыночного капитализма (а) и модульный продукт, соотвествующий принципам циркулярной экономики (б). Модуляризация системы (рис. 4, б) устраняет взаимозависимость между подсистемами и создает условия для неограниченного жизненного цикла продукта.
Стандартизация
Говоря о стандартизации двери, прежде всего, хочется обратить внимание на два ключевых вопроса.
Во-первых, почему допускается бесконечное многообразие размеров строительных дверных проемов, если антропометрические данные человека неизменны (это, кстати, касается и многих других аспектов проектирования в строительстве).
Во-вторых, почему дверные замки не имеют унифицированных присоединительных размеров как это сделано в сейфах?
Наведение порядка в этих вопросах открывает перспективу на создание такого стандартного дверного полотна, которое всегда будет превосходить аналоги не только по прочностным характеристикам, но и по всем остальным потребительским свойствам. Этот подход позволит осуществлять и модернизацию/замену замков и обновление дизайна двери при ремонтах квартиры, при смене собственника, при обновлении стиля интерьера или просто следуя новым тенденциям и предложениям производителя.
Бизнес-модель
В сфере производства и применения в домостроительстве входных квартирных дверей предлагается провести ряд несложных мероприятий, связанных со стандартизацией входных дверных проемов с целью улучшения условий ведения бизнеса для всех участников рынка:
• Дверной проем должен быть стандартизирован предположительно до двух типоразмеров;
• В соответствии со стандартом металлоконструкция двери должна иметь отраслевую унификацию. Производитель должен поставлять на объект грунтованную металлоконструкцию, оснащенную технологическим замком и устанавливать дверь в проем «отверточной технологией»;
• Финишное оснащение двери должно производиться сервисной компанией накануне заселения исключительно по запросу пользователя;
• Застройщик не должен оплачивать закупку дверей: дверь может оставаться собственностью поставщика;
• Новые стандарты двери должны предусматривать иные правила приемки строительного объекта надзорными органами в части его оснащенности входными квартирными дверями.
В результате проведения таких мероприятий только в строительной индустрии ожидаются следующие улучшения:
• Строительные компании по РФ снизят затраты на закупках до 15 млрд руб. и затраты на труд в строительстве до 2,5 млрд руб. ежегодно.
• Снизится общепромышленное потребление энергии в размере 500 ТДж ( ≈ 80 Хиросим), а также возникающие при этом 45 тыс, тонн производственных и строительных отходов и 250 тыс, тонн атмосферных выбросов СО2.
• Новый дизайн двери (проецируя положительный результат на репутацию как производителя, так и строительной компании) неограниченно увеличит жизненный цикл изделия и создаст условия для его модифицирования в на любой стадии жизненного цикла.
Интерес производителя заключается в следующем. Затраты производство дверей снизятся в среднем наполовину за счет сокращения расходов на добычу и переработку ресурсов. Освобожденные средства переместятся на организацию и поддержание процессов на следующих стадиях жизненного цикла, таких как сервис, ремонт и ре-производство. Потребителю должен быть предоставлен неограниченный выбор для оснащения двери по отраслевым каталогам – это преумножит финансовые потоки за счет вовлечения в сервисный бизнес всего парка вновь выпущенных дверей. Кроме того, новая бизнес-модель как инструмент трансформации производственного мировоззрения последовательно конвертирует действующие технологии в ресурсосберегающие, сформирует среду, в которой снижение производственных потерь и вредных выбросов, прежде всего, на проектной стадии станет потребностью. В итоге квартирная дверь будет выведена в разряд продвинутых промышленных изделий, а отрасль позиционирована как высокотехнологичная.
Как это работает
Единый отраслевой электронный каталог позволит владельцу квартиры самостоятельно подобрать тюнинг двери и оформить заявку. После оплаты заявка автоматически поступает к региональному дилеру на исполнение. Общеотраслевая складская логистика на основе принципов бережливого производства обеспечивает быстрое исполнение заказов. Производителю следует сместить свое внимания на обслуживание постоянно растущей клиентской базы – стандартную металлоконструкцию двери или ее россыпь можно покупать и у других производителей.
Рис. 5 Диаграмма модульного монтажа двери
Бизнес-модель наилучшим образом может быть выстроена в масштабе отрасли, где одним из организующих условий будет региональный (территориальный) принцип разделения зон обслуживания клиентов. Другим жизненно важным условием является создание отраслевого дизайн-бюро, которое выступит разработчиком стандартов, создаст единый отраслевой каталог и обеспечит его развитие на острие технических и научных знаний, включая поиск и создание новых материалов и технологий. Дизайн-бюро – это, прежде всего, виртуальное КБ в котором участвуют ведущие специалисты действующих предприятий отрасли.
Только через сочетание жесткой стандартизации и открытой архитектуры продукта отрасль производства дверей сможет перейти в состояние устойчивого развития. Новые теории и знания в инженерном проектировании, которые сегодня не имеют применения в существующей системе координат, в новом формате будут эффективно способствовать развитию инноваций. Наградой за смелость станут и новые рынки, которые сегодня заняты импортом. У российских производителей и замочных мастеров накоплен уникальный технический опыт, который необходимо синтезировать в новые стандарты, иначе этот опыт уйдет в никуда вместе с умирающими формами БКО. Необходимо объединить усилия и открыть новую логическую функцию заменив конкуренцию сотрудничеством и далее следовать принципам циркулярной экономики.