Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
01.10.2016
С ОДНОЙ СТОРОНЫ, существенные изменения в производственном процессе требуют много времени: понять, что нужно и, как этого добиться; перестроить технологический цикл; найти подходящее оборудование, купить и наладить его; необходимо подготовить старые кадры, а возможно найти новые; испытать образцы новой продукции, а тут вмешивается сезонность климата; грамотно позиционировать и подать новинки на рынок… С другой стороны, современные вызовы рынка не позволяют медлить и раскачиваться, действовать приходится максимально быстро, что бы соответствовать возрастающим требованиям потребителей и опережать конкурентов… Вот сочетания этих двух задач, иногда прямо противоречащих друг другу, и формируются тенденции современного рынка стальных дверей в Беларуси. Успешны те, кто ставил себе перспективные задачи развития ещё до начала падения рынков и продолжает больше смотреть в будущее, а не решать навалившиеся проблемы текущего момента.
Ранее планировать свою работу было достаточно просто, рынок стальных дверей в Беларуси несколько отставал от рынка РФ. Достаточно было посещать «МосБилд», изучать передовой опыт, тенденции, моду и реализовывать это в Беларуси через 3-6 месяцев. Однако сейчас всё изменилось. Многие наши отечественные предприятия стали лидерами в отрасли и не только догнали конкурентов из РФ, но и опережают их. Грамотное сочетание производственных возможностей, традиционно высококвалифицированного персонала и применение современных маркетинговых инструментов, позволили отечественным компаниям не только доминировать в Беларуси, но и открывать все новые экспортные направления.
Могу выделить некоторые моменты нашего рынка. В первую очередь, продолжается рост уровня отечественных производителей, как в сфере производства (инновационные конcтруктивы, двери из оцинковки, новые материалы заполнения полотна и коробки, термо-разрыв для уличных дверей, многоконтурное уплотнение, новые отделочные материалы и т.д.), так и в области продвижения продукции (крупные интернет-проекты, фирменные сети, франшиза, уровень персонала). Крупные оптовики оптимизируют логистику (сетевые склады, доставку товара партнеру, франчайзинг) и ассортимент (борьба за эксклюзивность, спец-цены, иногда демпинг). Несмотря на то, что строительные рынки/базары ещё не потеряли своего покупателя, отдельные розничные выставки-магазины дверей поднялись на очень достойный уровень: большие торговые площади, современные интерьеры, прекрасно представленные образцы, большой ассортимент, достойная реклама и интернет-поддержка. Нужно отметить, что пока сети DIY представлены не во всех регионах Беларуси, а из существующих не все торговые объекты DIY достигли ожидаемых продаж, но доля этого сегмента в общем объеме продаж стальных дверей продолжает расти.
Сегодня я вижу интересное соперничество за двери для улицы. Лидеры ищут и предлагают потребителям свои инновации, ищут оптимальные решения по разумной цене. Тут и поиск новых полимерных покрытий, сочетания оцинковки и ПВХ профилей, перфорация или вставки для термо-разрыва полотен и коробок, боковое и верхнее остекление входной группы, подбор фурнитуры и замков.
Многие производители сейчас ищут техническое решение, как бы освоить производство из стали 1мм и менее. Сегодня на рынке можно найти двери из Китая с более толстым металлом, чем отечественные двери. Забавно, но вскоре продавцы китайских дверей будут снимать ролики, как вскрывать местные двери консервным ножом.
Предложение декоративных панелей очень и очень расширилось, часть производителей металлических дверей сами освоили изготовление таких панелей, некоторые покупают их у производителей межкомнатных дверей и создают совместный продукт, применяются разные виды пленок, шпона, панелей из натурального дерева, часто встретишь вставки из стекла или металла. Мое мнение, что тут лидерство принадлежит производителям межкомнатных дверей, именно они диктуют моду и отделка входных дверей полностью или максимально близко повторяет лидирующие модели внутренних дверей.
Доля импортных стальных дверей на рынке Беларуси сократилась, причем продажи дверей из РФ и ЕС выросли, а падение произошло за счет серьезного сокращения импорта из Китая.
Рынок сложный, конкуренция острая, перспективы размыты и я ожидаю изменение состава активных игроков на рынке в следующем году, особенно в регионах Беларуси.