На трёх искусственных «китах» активно держатся и продолжают работать производители межкомнатных дверей в Сибири: бумага, пленки ПВХ и пленки ПП (полипропилен).
В 2016 году особо отмечаю активную работу всех фабрик в регионе по обновлению и усилению своих продуктовых линеек. И это хорошо!
На мой взгляд, причин тому несколько: первая-работа с сетями типа «Леруа», где не предлагать новое и лучше дешевле невозможно, вторая, что многие сибирские фабрики активно продвигают свою продукцию в Центральный, Южный, Приволжский федеральные округа, где потребитель уже избалован изобилием и выбором дверей.
В дополнение, ещё одной из причин по обновлению модельных рядов, стала погоня за низкой ценой. Именно по этой причине необходимо «облегчить» конструктив, изменив саму модель двери, купить более дешёвый материал и т.д., тем самым снизить себестоимость готового продукта. Межкомнатные двери в ценовой категории 4200 рублей за комплект, есть уже давно, есть и ещё дешевле, но пугает качество. В розничной точке дверь подобной ценовой категории можно легко испортить, повредив поверхность.
Двери из плёнок ПВХ продолжают борьбу с ПП-покрытием. На рынок зашли новые «придуманные» материалы, но пусть это остаётся на совести отделов маркетинга, продавцам в магазинах всё сложнее и сложнее объяснять покупателям, что это значит.
В 2016 году многие определись: «за качеством» или «за ценой» они пойдут в 2017 год.
Фабрики, которые в 2016 году продолжали работу над моно-брендовыми магазинам, будут в плюсе. Основные на сегодня торговые точки Сибири – «Леруа», а до конца 2016 года их будет 3 только в Новосибирске, и специализированные торговые строительные центры, но там без моно-бренда «след теряется».
Набирают обороты и комплексные интерьерные решения для дома, всё чаще и чаще о них стали говорить и предлагать, но сибирские фабрики в хорошем качестве и доступности простому конечному покупателю их предложить пока не могут, ждём.
Однотонные декоры сибирские компании оставляют за европейскими лидерами рынка, предпочитая работать в классической гамме древесных структур.
Про цифры: по моим оценкам за 2016 год фабрики Новосибирска изготовили для реализации около 460–480 тысяч готовых комплектов дверей в искусственных материалах (подчёркиваю), включая полотно, доборы, наличник, коробку и т.д. в среднем 35-36 тысяч комплектов. Остальные регионы СФО - около 75-83 тысяч готовых комплектов, в среднем 5-6 тыс. комплектов дверей.
Полагаю, что итоговой общей цифрой 2016 года будет 510-520 тысяч готовых комплектов на весь Сибирский регион.
Если говорить по-другому: по данным обзора рынка Дверной Ассоциации НАДИ и ГК Советник за 2015 год емкость рынка межкомнатных дверей в России сократилась с 107 до 71 млд. рублей (включая рынок новостроек, рынок вторичного жилья и корпоративный сектор), 8 % из них приходится на долю Сибирского региона - это около 5,6 млд. рублей.
Падение 2016 года, по оценкам составит около 15-17%, в перерасчёте на долю рынка СФО в рублях около 4,8 млд. рублей по итогу года, всех видов отделки. Доля искусственных покрытий из этой суммы составит около 80%, около 3,8 млд. рублей, при среднем чеке комплекта двери 6900 руб. мы получаем 550 - 560 тысяч готовых комплектов в год. Погрешность есть.
Из общей доли рынка искусственных покрытий Сибири, рассмотрим каждый по отдельности: около 20 % занимает бумага, 50% пленки ПВХ, 10% пленки ПП (полипропилен). Почему так вижу?
Межкомнатные двери из бумаги (финиш-плёнки) на сегодня одна из самых простых и дешёвых технологий, давно известна, рынок понятен, хоть и пережил не один кризис и самый жёсткий демпинг. На двери из этого покрытия всегда будет спрос, как у строителей, так и у «времянщиков» по причине «на первое время». Двери из бумаги всегда востребованы в Казахстане, и этот интерес сохраняется.
Данный материал закрепился и развился в конструктиве щитовых межкомнатных дверей, освоился в царговой технологии, и всегда будет занимать свою часть рынка.
Плёнки ПВХ сегодня самый актуальный и востребованный материал для сибирских фабрик, его «мобильность» привлекла многие компании к работе с ним. Раскроем их: оптимальное соотношение цены и качества финишного покрытия; хорошие последующие эксплуатационные характеристики для конечного покупателя; большой выбор визуальных и тактильных эффектов, развитие которых позволили вернуть, за последние 2 года, ту долю рынка, которую в своё время отвоевали ПП плёнки.
ПП-плёнки останутся и будут в своём сегменте, как дань моде, как дань новой технологии и новых возможностей. Работа с этим искусственным материалом показала, как ещё много возможностей для маркетинга, отела продаж и производства существует в дверном рынке. Глубокая печать декора, высокий уровень тактильных ощущений поверхности, его экологичность максимально создаёт эффект натуральности и естественности в дверях.
Серьёзных изменений и смены долей рынка в 2017 году не прогнозирую, все останется на своих местах, основная борьба развернётся в стоимости за м2 самого материала. Хочу поделиться своими наблюдениями и причинами, которые изменили ценовые критерии покрытий за последние годы: это и накопленный опыт работы, и обновление парка оборудования (плюс освоение новых технологий), запуск новых заводов МДФ в России, что улучшило качество поверхностного слоя. Всё это дало серьёзный толчок к изменению толщины, плотности и ширины всех категорий искусственных материалов.
Бумага и ПП-плёнки сильно не изменят в цене за м2, а вот в ПВХ будет интересно: многие китайские производители ещё в конце 2016 года снизили цену, но как это повлияет на качество конечного продукта не известно; примут ли решение сибирские фабрики менять поставщиков, мы увидим в течение года.
Переведём в деньги. В моём понимании, в себестоимости готовой двери облицовочный материал занимает около 10%. Средний расход в м2 на дверной комплект 7 м2. При средней цене бумаги (финиш-плёнки) 0,41 евро/м2, ёмкость сибирского рынка для этого материала оцениваю в рублях на сумму 157 580 Евро, плёнка ПВХ при цене 1,05 доллара/м2 - 2 425 500 в Долларах США и плёнка ПП (полипропилен) при цене 1 евро/м2 около 385 000 Евро.
Я оставляю шанс на то, что 2017 год останется без изменений по объёмам выпуска для сибирских производителей. Они имеют все шансы быть стабильными благодаря контрактам с ближним и дальним зарубежьем.
Начало 2017 года не сильно отличается от последних нескольких лет, в первом квартале наблюдается снижение в продажах до 30%, по среднему чеку за готовый комплект комфортной ценой для дверей из бумаги – 3 200 руб., в плёнках ПВХ – 5800 руб./комплект, в плёнках ПП – 6200 руб./комплект.
Работу по закреплению, усилению продуктового модельного ряда, бренда, сервиса, как для конечного покупателя, так и для партнёров, вижу в качестве основных задач сибирских фабрик.