Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Аналитика

14.09.2016

СТАГНАЦИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ … Андрей Логинов, директор по маркетингу компании Trade Lock (Москва)

В этом году, как и ожидалось, спрос на металлические двери продолжил сокращаться. Индикатор «дверного глазка» показал, что рынок в штучном эквиваленте упал на 8%. Я с уверенностью могу констатировать, что за 7 месяцев в РФ было произведено чуть более 1,1 млн. квартирных металлических дверей. На сегодняшний день около 1000 компаний занимаются производством стальных дверей на всей территории России.
Основываясь на географии поставок фурнитуры, лидерами по произведенным дверям являются следующие регионы:
Москва и Московская область (17%),
Республика Марий Эл (15%),
Саратовская область (11%),
Республика Татарстан (7%).
Стоит обратить внимание, что Москва и Московская область попала на первое место не вполне заслуженно. Дело в том, что у многих компаний, зарегистрированных в Москве, реальные производства находятся в других областях России. Например, завод «ПРОМЕТ» все двери производит в Тульской области, а штаб-квартира расположена в Московском регионе, та же ситуация у компании DOORHAN. Так что, столицей стальных дверей с уверенностью можно считать город Йошкар-Олу. Саратов по праву вошел в список регионов лидеров, тем более, тут находится самое крупное и передовое производство стальных дверей в России - завод компании «ТОРЭКС». Кстати, республика Татарстан в этом списке тоже не случайно, тут работает на всех парах второе предприятие, принадлежащее собственникам «ТОРЭКС» и выпускающее двери под торговой маркой «БУЛЬДОРС».
Хочется отметить, что Йошкар-Ола теряет свою долю на рынке. Если раньше, по моим оценкам, компании из Йошкар-Олы занимали около 25% рынка, то сейчас их доля сократилась до почетных 15% процентов. Скорее всего, это связано с укреплением позиций крупных игроков, успевших модернизировать свои предприятия и, как следствие, имеющих более низкие издержки, а следовательно, и цены. Да и технологии продаж «ТОРЭКС» существенно отличаются от того, что мы видим у производителей в Йошкар-Оле. «Гардиан» является скорее исключением, чем правилом.
Регионы лидеры по производству МД

Теперь немного о тенденциях на рынке…
Прежде всего, все участники рынка отмечают падение продаж в рознице, клиентов мало. В московских розничных точках падение достигает 45%. Все продавцы предоставляют скидки от ценников на полках. Инспектируя строительные рынки с большим количеством мест продаж дверей, замечаешь, что у многих компаний пропали продавцы-консультанты. Смею предположить, что это следствие низких продаж, нет процентов и, следовательно, просто нечем платить зарплату.

Исключение - смешанные салоны, где продают деревянные и металлические двери - там продавцы есть.
Вторая тенденция, о которой говорят представители отрасли, это то, что они выживают за счет заказов на строительные объекты (те, у кого они есть). Причем сейчас россияне заключают контракты со строителями из Беларуси, Казахстана и Азербайджана. Особенно это интересно тем, что в прошлые годы в Азербайджане были сильны позиции турецких компаний-производителей. Но, у этой тенденции есть свои минусы. Мы, поставщики фурнитуры, столкнулись с появлением просрочки в оплатах от таких компаний (не у всех). Связана она с тем, что строительные компании задерживают оплаты производителям МД, и в этом кроется серьезный риск. В памяти история, когда несвоевременная оплата от строителей послужила причиной банкротства крупной компании. Как совет - будьте предельно внимательны, диверсифицируйте свои каналы сбыта.
Третья тенденция - это размещение заказов на разных производствах в РФ «Дверной биржей» из Краснодара. Раньше она привозила двери из Китая. Бизнесмены из Краснодара серьёзно утрамбовали своих новоиспечённых партнеров по ценам, настолько, что когда с поставщиками Биржи говоришь о выгоде они «тихо ноют», но при этом продолжают производить двери. Ходят слухи, что Биржа прикупила землю в Йошкар-Оле и приступила к строительству своего завода, так что вскоре в РФ может возникнуть новый гигант, а вместе с ним наступит черная полоса у существующих партнеров. Похожая ситуация сейчас наблюдается в Китае, бывшие поставщики России прибывают в большом унынии…
Четвертая тенденция - это снижение среднего чека продаж, двери стали дешевле. Настолько дешевле, что даже умудряются конкурировать ценой с Китаем. Поговаривают, что на производстве в Йошкар-Оле можно прикупить дверь за 3 000 рублей. Вдумайтесь! Это 50 долларов!
Пятая тенденция - это то, что наш рынок захламлен дешевыми (читай «фейковыми») техническими и противопожарными дверями. Те, кто делал и делает двери на совесть, в соответствии со всеми ГОСТами, испытывают большие проблемы со сбытом. Основная причина - не укладываются в цену. При этом количество компаний освоивших производство подобных дверей, продолжает расти.
Шестая тенденция - путь на удешевление комплектующих, импортозамещение в замках продолжается, Гардиан и Бордер рапортуют об увеличении продаж их продукции. В этом году на фоне спада производства, «Гардиан» отмечает, что растет за счет легкой серии замков, «Бордер» наоборот - говорит о тяжелой. Могу констатировать, что доля тяжелых замков с каждым годом сокращается, так же как и доля импортных замков. Количество замков иностранного производства установленных за семь месяцев 2016 году сократилось на 17%.


Продолжая говорить о фурнитуре, следует отметить, что крупные производства, такие как «ТОРЭКС», делают все, чтобы их двери отличались от всего ассортимента, представленного на рынке. В первую очередь, они это делают за счет оформления своих дверей оригинальной фурнитурой - это уход от ручки LD26 (той самой, что с дырочками). Заданный тренд подхватили и небольшие производители.
Если кризис будет и дальше усугубляться, нас будет ждать уже не алюминиевая революция в фурнитуре для МД, а пластиковая. Наши поставщики из Китая уже присылают мне предложения по ручкам из этого материала. Могу представить, как будет выглядеть при этом «металлическая дверь» будущего…

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group