Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Аналитика

16.09.2016

Кризис: возможность или опасность. Владимир Рачковский, коммерческий директор «Смарт Дорс» (Москва)

Спорная трактовка перевода с китайского слова «кризис» актуальна как никогда. Воспользуемся ли мы предоставленными возможностями?
Что же мы получили от кризиса? В сегменте технических и противопожарных дверей даже не нужно было от правительства санкций в отношении импортных производителей. Валютные курсы сделали свое дело. Импортный товар стал практически неконкурентоспособен из-за цены. Добавим к этому плюшку в виде отечественного менталитета: сначала делаем проем, а потом под этот проем (который не попадает ни под один стандарт) ищем дверь. И на выходе получаем победу отечественного производства над импортом практически без боя. Закрываются представительства импортных фабрик, многие снижают свое присутствие на российском рынке до минимума. Некоторые знаковые застройщики, которые на своих проектах использовали исключительно европейских производителей, с середины 2015 включают «импортозамещение» и пускают отечественную продукцию.
На первый взгляд – одни плюсы. Но, если приглядеться повнимательней, то картинка не будет столь радужной. Каким образом воспользовались отечественные производители сложившейся ситуацией? Большинство выбрало вариант «опасность». Получая крупные заказы, не задумываясь, в первую очередь падали в цене, экономя на качестве изделия, а так же используют прямые поставки на объекты. К сожалению, мне неизвестны примеры производств, которые бы выбрали «возможность» и модернизировав свое производство – предложили рынку более качественный, инновационный продукт. Организации, которые ранее оказывали сервисные услуги по расчетам проекта, поставке, монтажу и т.д. оказались не нужны. Всем показалось, что это лишнее звено. Производитель стал подрядчиком. Погрузившись в жизнь на стройке, и ощутив все «радости» подрядчиков и поставщиков (отсутствие оплаты выполненной работы, специфику приемки выполненных работ по КС-кам, ошибки в замерах и расчетах и т.д.), не все вышли в плюсе.
Так, кто же выиграл от гонки производителей за самую низкую цену на рынке? Покупатель? Конечно, нет, так как стал получать гораздо худший по качеству продукт. Не забываем о том, что дверь должна прослужить не только гарантийный срок. Производитель? Очень спорно, т.к. пойдя по самому простому пути – загнали себя в угол: покупатель уже знает низкую цену и не готов принимать более дорогое решение; финансовые и подрядные вопросы не доставляют удовольствия. Организации, которые ранее осуществляли поставку дверей на объекты, и забирали все риски и сложности подрядчика, более не заинтересованы в таком продукте (сложившаяся конъюнктура рынка не позволяет ничего заработать).
Кризис принес не только победу над импортными производителями. Количество объектов (возводимых или реконструируемых) существенно уменьшилось. Торговые центры потеряли свою привлекательность для инвесторов. Желающих снять площади для ведения торговли все меньше. Большие надежды были на строительный бюджет ВПК. Но, ожидания не оправдались. Многие объекты ВПК так и не получили обещанные средства - находятся в стадии заморозки. Офисные центры так же сильно зависят от конъектуры рынка, и всплеска по ним так же не наблюдается. В Москве и московской области радуют только бюджетные программы: здравоохранение и образование. Так же строительство жилых зданий не сильно сдает позиции. Большинство начатых проектов целесообразней завершить, а не замораживать.
Цена - именно этот критерий сейчас №1. Самая низкая ЦЕНА. До заказчика, временами невозможно достучаться с лучшим решением (соотношение цена/качество), если не предложить самую низкую цену. Качество и сервис уходят на второй план. Надо решать задачу в рамках тех бюджетов, которые согласовывались в докризисные времена (естественно, речь идет о рублевых ценах).
Не все компании выдержали тяжёлую ношу кризиса. За счет уменьшения количества игроков на рынке, цифры продаж у оставшихся компаний не выглядят катастрофичными. Более того, кризис это прекрасная возможность для наведения порядка в делах: пересмотр товарного запаса, склады и офисы, транспорт, смена поставщика материалов, количество должностей и прочие факторы, влияющие на бюджет компании. А самое главное это сотрудники. Цифры очень легко выявляют неэффективные звенья. Случайных продаж уже практически нет, надо становиться хорошим специалистом, чтобы оставаться в рынке. Только в кризис можно на приемлемых условиях найти хороших работников и собрать сильную команду.
Печально, что получив выбор решений, большинство решило сокращать специалистов, отложить модернизацию оборудования. Стали жить одним днем. Виноватого уже не найти. Это стадный инстинкт самосохранения.
Все ли так плохо? Конечно, нет! Долгое время так продолжаться не может. Рынок сам отсеет слабых. В таком режиме работать не смогут до трети сегодняшних производителей. Очень надеюсь, что оставшиеся выберут для себя вариант «возможность». И в итоге получим конкурентоспособный и качественный продукт.
Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group