Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Аналитика

15.06.2017

Пивоваров А.Н., руководитель ТН «Двери», ООО НПО «Промет»

Цивилизованный рынок входных дверей в РФ довольно молод. Его формирование началось со второй половины 90-х. До этого времени более или менее крупных отечественных производителей практически не было. Поэтому быстро возникли крупные агломерации мелких производителей. Самыми яркими представителями таких кластеров, как известно, стали Йошкар-Ола и Клин в Московской области. Но в основном, спрос в этот период удовлетворялся кустарными «гаражными» дверями и импортом. Импорт из Европы по мере роста курсы валюты оказался сравнительно дорог для российского потребителя и так и не стал массовым продуктом, а «законодателем моды» постепенно стала продукция китайской промышленности.


Изделия отечественных «гаражных» производителей, конечно, отличались друг от друга, но в основном были на очень низком уровне: толстый металл двери внушал уважение пьяным и хулиганам, но дешевые и легко вскрываемые замки, как правило, делали эти двери «мечтой» даже рядового взломщика, а дизайн и качество отделки зачастую отпугивало даже не очень взыскательного покупателя.
Массово появившиеся на российском рынке в начале 2000-х китайские входные двери в первую очередь были фабричным продуктом, обладающим рядом достоинств: красивый внешний вид, так как продукция копировалась с американских и европейских образцов, многочисленные ригели, невысокая цена и тогда да - толстый металл. Рынок рос семимильными шагами, места хватало всем. Пик поставок пришелся на кризисный 2008 год, по оценкам ряда экспертов в этом году было импортировано в РФ до 5 млн. штук китайских дверей.
Одновременно активно развиваются российские производители, почувствовавшие большой и денежный рынок. Закупаются европейское и китайское высокопроизводительное оборудование, прокатные линии. Продукция российских производителей отличалась применением гораздо более толстого металла (1,2 – 1,5 мм), использованием качественного уплотнителя, как- то, минеральной ваты, пенополистирола и пенополиуретана, замками отечественного производства, а главное – стабильным фабричным качеством изготовления.
Появляются российские производители, специализирующиеся на изготовлении взломостойких дверей, сертифицирующих свою продукцию. Помимо повышения технологи и качества передовые компании начинают успешно работать над брендами и структурами маркетинга и сбыта.
После кризиса 2008 года начинается стабилизация рынка, усиление конкуренции и как следствие столкновение российской продукции с китайской. Основное преимущество китайских дверей это, конечно же, цена. Но изменения на валютном рынке не в пользу рубля вынудили импортеров вместе с китайскими производителями искать ответ на этот вопрос. Постепенно импортеры начали адаптировать китайский продукт под новые реалии рынка и, естественно, с учетом своей прибыли: произошло уменьшение толщины металла, упрощение замков и в целом конструкции дверей. К концу десятилетия недостатки данной продукции (очень тонкий металл, дешевые, легко вскрываемые замки, картонный уплотнитель, не защищающий от холода и шума) выявлялись полностью, уже в процессе эксплуатации и через определенное время закономерно привели к потере доверия со стороны значительной части российских потребителей. Отчасти этому способствовали активные рекламные усилия некоторых российских производителей, например, вирусные ролики в интернете. В ответ импортеры произвели значительные изменения в ассортименте: применяется, «копируя» российских производителей, «толстый» металл, отсутствие штампа (гладкий металл с медным антиком), на замках наносятся надписи на русском языке, для данной продукции регистрируются российские бренды, чтобы замаскировать китайское происхождение продукции.
При этом необходимо отметить, что данные усилия носят в основном имитационный характер. Металл используется более тонкий, чем на самом деле, пользуются тем, что рядовой потребитель видит только информацию в рекламных материалах и не станет вскрывать собственную дверь, чтобы уточнить толщину металла, которую к тому же сложно измерить в бытовых условиях (слои краски будут увеличивать толщину).

Очередное падение рубля в 2014 году дало повод для заявлений отечественными производителями, что эра Китая на дверном рынке России подошла к концу. Так ли это на самом деле?
Согласно нашим исследованиям в 2014 году было ввезено немногим более двух с половиной миллионов входных дверей, немногим более половины их них приходилось на мелкие региональные компании. А оставшуюся часть делили между собой такие известные компании как «Цитадель», «Форпост» и Toodors. Таким образом, по сравнению с 2008 года произошло двукратное падение импорта китайских дверей.

В следующем году произошло дальнейшее снижение объемов поставок до приблизительно 1,3 миллионов штук. Но одновременно с этим произошла консолидация рынка, так как практически весь объем падения пришелся на мелких импортеров, которые не смогли работать в условиях низкого обменного курса рубля. Практически весь импорт поделили между собой четыре компании. К трем вышеупомянутым добавилась еще компания «ЧенгФенг», причем ей удалось потеснить позиции, как «Форпоста», так и Toodors. Лидировала с большим отрывом, как и прежде, «Цитадель».

Прошедший 2016 год характеризовался стабилизацией валютных курсов и даже некоторым укреплением рубля, что незамедлительно сказалось на росте импорта, который по нашим оценкам составил 1,5 миллионов штук. Основной рост пришелся на компанию «Цитадель», которая еще более укрепила свои позиции. «ЧенгФенг» вышел на второе место. А вот компания Toodors фактически ушла с рынка.

Произошли серьезные изменения и в номенклатуре импортируемых дверей. Доля дешевых дверь с толщиной металла полотна 0,25 мм и наполнением в виде гофрокартона постепенно уменьшается в пользу дверей с характеристиками несколько более серьезными и по металлу и по наполнению. Объемы продаж подобных дверей составляет до 500 тысяч штук в год и превышают, между прочим, годовой выпуск любого из отечественных производителей. Такие высокие продажи обеспечены, безусловно, низкой ценой, оптовая цена колеблется в диапазоне 3 900 - 4 200 рублей. В исполнении металл/металл данная дверь позиционируется также как и дверь внутреннего открывания. Заявляется, что световой проем и прочие характеристики соответствует российским СНиП. Все это делает такие двери фаворитом большинства строительных тендеров.
Таким образом, за последние несколько лет позиции китайских дверей сильно сдали, их доля отошла отечественным производителям. Вместе с тем объемы их продаж на российском рынке весьма существенные и составляют до 25% в абсолютном выражении, а ведущий импортер компания «Цитадель» игрок на рынке номер один. Поэтому говорить о закате эры китайских дверей, на наш взгляд, еще рано. При возможном укреплении обменного курса рубля рост импорта из Китая очевидно увеличится. Однако следует заметить, что долгая логистика не позволяет оперативно реагировать на те, или иные индивидуальные требования к заказам. Данный факт, вероятно, послужил одной из причин, которые побудили компанию Цитадель приступить к запуску производственных площадей в России. В случае успешности этого проекта поток китайских дверей может сократиться.
В любом случае, российские производители будут и дальше пытаться увеличить свою долю. Борьба предстоит нешуточная: на кону только 700-800 тысяч штук дверей в новостройки (именно во столько оценивается правительством объем жилищного строительства в 2017 г.). Есть программа капитального ремонта жилья, замена дверей частными лицами. В последнем случае очень важны кастомизация и быстрое реагирование на изменение эстетических предпочтений разных групп населения. И в этом преимущество российских производителей.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group