Вернуться к списку статей
Эта статья относится к разделам: Аналитика
20.09.2017
Ангелина Кирьянова, директор по развитию ООО "Верда Центр" (Москва)
Из подслушанного в Торговом центре.
Покупатель (женщина с обрезком наличника в руках):
- Девушка, а где я могу купить наличник? Только мне бы так, чтоб сразу забрать.
Продавец :
- Ну, не знаю, можно на «Мельницу» поехать, можно на «Каширский двор»…
Покупатель:
- Ой, как далеко-то. А ближе негде?
И, правда, где?
После 2015 года, когда стартовал снос строительных рынков, в Москве их осталось совсем немного.
Строительные рынки, такие, какими мы их знали много лет, постепенно умирают. Им на смену приходят либо цивилизованные крытые рынки, либо торговые центры. Люди все больше стремятся к комфорту. Они хотят приехать на чистую парковку, выйти из машины в туфлях, ходить по магазинам и при этом, чтобы сверху на них ничего не капало. Сходить в туалет (уж простите), помыть руки, пообедать, купить продукты домой на неделю и по возможности одеть ребенка в ближайшем магазине.
Вместо всего этого строительные рынки предлагают ровно противоположное. Припаркуешься там, где повезет. Сверху на тебя что-то капает, из-под зонта сложно рассмотреть вывески, лужи по колено и мокрая обувь. Где искать туалет – не понятно. Где искать то, что тебе нужно, и за чем ты, собственно, приехал на рынок – тоже. Пообедать – не всегда безопасно. Расстояние – километры рядов. Цены – совсем не низкие. Арендодатели продолжают удерживать арендные ставки на достаточно высоком уровне. Проходимость падает. Чтобы окупить торговую площадь, продавцы завышают цены. И если раньше рынок был основным местом покупок для строителей и прорабов, то теперь эта тенденция сходит на нет. Дорого. К тому же есть альтернатива: «Петрович», Leroy Merlin и интернет-магазины всех мастей. Этот тренд почувствовали и некоторые предприниматели. Год назад началось закрытие многочисленных торговых точек на рынках и массовая экспансия в торговые центры тех компаний, которые испокон веков были исключительно «рыночными» и имели в пределах одного рынка 5-7 торговых точек.
Те строительные рынки, которые приняли цивилизованный вид, по-прежнему в тренде, имеют хорошую проходимость и неплохие перспективы на будущее.
«Синдика», потеряв огромную часть своих клиентов за годы реконструкции – сейчас успешно восстанавливает покупательский поток и имеет все шансы на успех. Если со временем рынки останутся, то, думаю, в таком формате. Строительный рынок «Каширский двор-1» - после открытия нового торгового комплекса - занимает одну из лидирующих позиций на рынке. Строительный торговый комплекс «Люблинское поле» пока держит свои позиции, но с открытием Leroy Merlin в Люберцах значительно потерял в проходимости.
Что касается Торговых центров - преимущество, по-прежнему, имеют торговые комплексы с сильным якорным арендатором строительной направленности, таким как Leroy Merlin. Снижение покупательской активности мы наблюдаем уже несколько лет, а «якорь» помогает торговому центру держаться на плаву независимо от общей экономической ситуации. Оба торговых центра «ГОРОД» выживают исключительно за счет этого «якоря». Хотя открытие двух магазинов Leroy Merlin в Косино и Люберцах нанесло ощутимый удар как по торговому центру на Рязанском проспекте, так и по самому гипермаркету Leroy Merlin, открытому в нем.
Ранее успешная сеть торговых центров «Твой Дом» сейчас так же сдает позиции. Их сегмент покупателей, ценовой категории выше среднего, стремительно уменьшается. Покупатели уходят в более бюджетные гипермаркеты. Покупательский трафик, соответственно, уменьшился в разы.
Торговые комплексы, рассчитанные на дизайнеров интерьера: «Экспострой», «ЭлитСтройматериалы» чувствуют себя уже не так уверенно, как раньше. Смена арендаторов идет постоянно, многие площади пустуют.
В Бизнес Парке «Румянцево» грядет серьезная реконструкция фасада и полная реорганизация внутреннего пространства. Им на пятки наступает торговый центр «Рио» и открывшийся совсем недавно на Киевском шоссе Leroy Merlin. Это вынуждает их меняться. На данный момент высокими продажами торговые точки похвастаться не могут. Но имея одну из самых низких арендных ставок в городе и находясь в одном из самых быстрорастущих районов столицы, думаю, Бизнес Парк нас еще удивит.
На севере Москвы из крупных торговых центров можно выделить ТК «Гранд», имеющий всего 14 дверных торговых точек, в основном, высокой ценовой категории. И более демократичный Торговый комплекс «Миллион Мелочей».
У каждого из них свои недостатки. «Гранд», несмотря на удачное расположение в районе массовой жилой застройки, рассчитан все-таки на потребителей, не стесненных в средствах. Бюджетные двери там не представлены, и многие покупатели обходят его стороной.
ТК «Миллион Мелочей» более демократичен, но находится в одном из старейших спальных районов Москвы с отсутствием новостроек. Его выручает только шаговая доступность метро и отсутствие на Севере Москвы аналогичных торговых центров.
Можно еще упомянуть сеть торговых центров «РИО». Но покупательский трафик там настолько мал и не стабилен, реклама самого торгового центра отсутствует, и соответственно, хороших финансовых результатов торговые точки там показать не могут.
Что касается тенденции открытия новых торговых комплексов, - надеюсь, что их открытие будет успевать за ростом покупательской способности. Потому как массовое открытие торговых центров фактически у каждой станции метро просто «размазало» покупательский поток по всей Москве. Цитируя статью «Коммерсанта» от июля 2017 г.: «Впервые за 14 лет в первом полугодии в Москве не открыли ни одного крупного торгового центра… До 40% площадей в торговых центрах, выведенных на рынок в 2014–2016 годах, до сих пор пустует».
То, что новые торговые центры перестали открываться, это, в общем-то, не плохо. Москве нужна передышка. Необходимо заполнить хотя бы те, что уже открыты. Чем больше торговых площадей в торговом комплексе пустует – тем меньшее количество покупателей возвращается туда повторно.
Но не все застройщики смотрят в будущее без оптимизма. На данный момент одним из самых крупных строящихся торговых площадок строительной направленности является новый торговый комплекс в районе застройки ЗИЛАРТ – «Дизайн Молл» с площадью 20 000 кв.м. и 400 магазинами. Хотя провал «Румера» оставляет некоторое сомнение в целесообразности подобного торгового комплекса в центре города.
Рейтинг торговых центров Москвы составить довольно сложно. У каждого такого комплекса есть свой ореол покупателей. И торговый центр, успешный в понимании одного производителя, может быть абсолютно провальным в понимании другого.
Вернуться к списку статей