Эта статья относится к разделам: Аналитика
01.11.2017
Основные покупатели межкомнатных дверей в Беларуси – это розничные потребители, которые покупают 3-5 комплектов дверей для замены дверных блоков при покупке и ремонте жилья.
Ниже представлен график ввода общей площади жилья в Республике Беларусь (данные «Белстат»).
Данный сегмент рынка в Беларуси сокращается от года к году, в 2017 году падение составит порядка 10% к 2016 году и составит 3,9 млн. кв.м. При этом ввод жилья с государственной поддержкой сократился в 2017 году на 40% по отношению к аналогичному периоду 2016 года и составит 600 тысяч кв.м. Итого кол-во дверных проемов на новое жилье без учета государственной поддержки составит около 220 000. Этот объем закрывается, как правило, через специализированную розницу.
Кроме основных покупателей есть еще и другие группы потребителей, которые приобретают существенные объемы дверей напрямую у производителей или импортеров. Это корпоративный сегмент – организации, которые строят бизнес-центры, отели, торгово-развлекательные центры, учреждения образования, здравоохранения и спорта.
Более подробно остановимся на отдельных группах объектов.
Квартиры и дома с чистовой отделкой.
В отдельную группу необходимо выделить так же жилье с «чистовой отделкой». Пока этот сегмент в Беларуси очень специфичен. Практически все объемы – это двери эконом-сегмента, выполненные по государственному заказу фабриками, которые многие годы специализируются только на этих дверях. Основные поставщики дверей для этого сегмента: «Минскдрев», «Забудова», «Кобриндрев». В ближайшее время пул поставщиков дверей для социального жилья существенно не изменится. Этому будет мешать низкая средняя стоимость дверного блока и длительные отсрочки в оплате за поставленную продукцию. Объем рынка в данной категории составит порядка 40 000 дверных блоков по итогам года.
В соседних странах частные застройщики так же предлагают потребителям квартиры с чистовой отделкой в среднем и премиальном ценовых сегментах. В Беларуси такой подход только начинает набирать популярность, единичные застройщики предлагают квартиры с чистовой отделкой, объем по году составит около 8 000 дверных блоков.
Государственный заказ (учреждения здравоохранения, образования, спорта и другие административно-бытовые помещения)
Этот сегмент потреблял более 12 000 дверных блоков в год и до недавнего времени был самым денежным во всем корпоративном секторе. Однако сейчас происходит его существенное уменьшение в связи с сокращением государственного финансирования. Данные объемы между собой в честной конкурентной тендерной борьбе делят несколько частных компаний, практически без участия производителей, собственником которых выступает государство. Что не совсем характерно для других групп стройматериалов.
Бизнес-центры и ТРЦ
Подавляющее большинство инвестиций – частный капитал. Отечественный или иностранный. Более 70% всех объектов – в Минске. Сегодня объем офисных площадей по сравнению с 2013 годом вырос почти в 1,5 раз и приблизился к отметке в 1 000 000 кв.м.
Объемы ввода в эксплуатацию БЦ в Минске (кв.метры):
На 1 000 квадратных метров в бизнес-центрах приходится 30 дверных блоков. Т.е. годовая потребность в Минске в этом сегменте рынка – чуть более 2 000 дверных блоков. В других регионах Беларуси еще порядка 700 дверных блоков.
Несмотря на широкое актуальное и перспективное предложение рынка офисной недвижимости г. Минска, обеспеченность белорусской столицы офисными площадями в расчете на 1 000 жителей пока еще не дотягивает до уровня крупных европейских городов, при этом присутствует дефицит бизнес-центров класса «А». В ближайшей перспективе будут строиться бизнес-центры класса «В» и «В+», потребность в дверях для БЦ будет сохраняться на текущем уровне.
В 2017 году по итогам года в Минске будет введено в эксплуатацию 120 000 кв. метров торговых площадей в составе ТРЦ:
На 1 000 кв. метров в торгово-развлекательных центрах приходится 7-10 дверных блоков. Т.е. годовая потребность в Минске в этом сегменте рынка – около 1 000 дверных блоков. В других регионах Беларуси еще порядка 500 дверных блоков.
Гостиницы.
В 2016 году в Минске было введено 3 гостиницы на 520 номеров. С учетом построенных ранее гостиниц средняя заполняемость находится на уровне 40%, массового строительства в данной категории не предвидится. В ближайшем будущем будут единичные приходы сетевых отелей.
Корпоративный сегмент имеет довольно высокие барьеры входа из-за непростой системы сертификации по специальным дверям в Беларуси. С учетом небольших объемов сегмента, затраты на разработку и сертификацию необходимых продуктов делают малопривлекательным этот рынок для новых крупных игроков. На сегодняшний день сертификат на стальные противопожарные двери имеют более 20 белорусских производителей, конкуренция идет на уровне цены. На крупных объектах присутствуют производители из Польши, России, стран Прибалтики.
В 2018 году предпосылки к росту строительства не просматриваются, при выборе стройматериалов корпоративные покупатели будут опираться в первую очередь на стоимость. На крупных объектах борьбу будут вести как местные производители, так и производители из стран соседей.