07.06.2018
АлександрТупоногов, руководитель отдела продаж ГК «Интекрон»(Йошкар-Ола)
Вся сила в движении! Вот и наши производители входных дверей в 2017 году пытались двигаться, развиваться и выходить на новые уровни. Заводы -производители с разной мощностью производств начали максимально считать свои доходы, и что самое главное — расходы. Ситуация на рынке научила компании жить по принципу: «Сэкономленные деньги — заработанные деньги». И это правильно! Производители чувствуют себя по‑разному, но всех объединяет одно — драйв завтрашнего дня с полной его неопределенностью. Кто‑то рискует и развивает свой бизнес, кто‑то плывет по течению, некоторые компании в пике своей формы и развиваются галопирующими шагами — открывают новые цеха, покупают новое оборудование, чтобы не зависеть от поставщиков, делают самостоятельно комплектующие, МДФ панели: все то, что сэкономит время и деньги и поможет дополнительно заработать.
В части фурнитуры рынок, в принципе, устаканился, и цены на товары из Китая понятны, и определился коридор, где поставщики бьются за каждую копейку.
Ментальность у руководства заводов, честно говоря, не сильно поменялась, и все хотят работать на «большие» отгрузки фурами, а что касается индивидуальных заказов, то прослеживается тренд: что да, это не плохо, но менее интересно с точки зрения производства, потому что это труднее в изготовлении.
В чем трудности?
Руководство заводов-производителей привыкло работать в стабильной среде, с мыслями «как же раньше было хорошо!». Были стабильные покупатели, производство загружено на 100 %, все есть, все довольны и счастливы! Но с 2014 года все изменилось, и эта растерянность осталась до сих пор у многих. Сливки больше не снимают. А дело всей жизни стало просто работой… трудной работой.
Что делать?
Единственно правильный ответ — ставить цель и двигаться к ней! В Йошкар-Оле в 2017 году, в пик заказов, работало 109 компаний, к концу года — 104: из них 3 — новые, 2 — строительные организации, у которых есть собственное производство дверей, остальные работают не в полную мощность, даже в пик сезона. 5 производителей закрыли свое производство.
Лидерами в производстве дверей в Йошкар-Оле являются: «Феррони», «Аргус», «Волга-Бункер», «СТР», «Надежный выбор», «Экспресс-Гарант». Причем в невысоком ценовом сегменте работают «Аргус», «Фараон», «Волга-Бункер», «Экспресс-Гарант», «ЮДМ», «Дивизион», «Гермес», «СТР». В более высоком ценовом сегменте предлагают свои двери компании «Гардиан», «Спас», «Галеон», «Кова», «Интекрон», «Тренд». В общем, как видите, ситуация среди лидеров сильно не поменялась по отношению к 2016 году.
В 2017 году большая часть заводов Йошакар-Олы, а это 56 % от общего количества производителей, принимали заказы на объем не более 1000 дверей в месяц, 36 % — это «середнячки» с объемом производства от 1 до 3 тыс. дверей в месяц, от 3 до 7 тыс. дверей изготавливало 6 % производителей, и самые крупные заводы с мощностью до 20 000 дверей в месяц занимают 2 % в общем количестве производств.
Конечно, уже почувствовалось, что производства, которые делают более 10 000 дверей в месяц, перетягивают на себя крупные заказы с относительно низкой стоимостью двери, цены на которые начинаются от 6 000 руб. Те заводы, которые делают 1 – 5 тыс. дверей, пытаются конкурировать в этой же ценовой категории, но комфортная цена для них начинается от 8 000 руб. за дверь. Производители с небольшой мощностью производства (их можно назвать «дверное ателье») ориентированы в основном на индивидуальные заказы, и цена таких дверей начинается от 14 000 руб. и до бесконечности, в зависимости от запроса заказчика. Но в этом сегменте, конечно, уже чувствуется другой подход к визуализации двери: другая фурнитура, панели, замки — по отношению к дешевым сегментам. Отдельной строчкой можно отметить набирающий обороты спрос на двери с терморазрывом.
Дух у производителей дверей в первую половину 2017 года был, конечно, подавлен отсутствием заказов, но вторая половина оказалась достаточно продуктивной, и йошкар-олинскими производителями к 1 января 2018 года было сделано более 700 000 дверей, что почти на 48 % больше, чем в 2016 году! Такой скачок стал возможен из‑за открытия крупного завода «Феррони» и стараний компаний «Аргус», «Волга-Бункер», «Гардиан».
Обороты в дверной отрасли Республики Марий Эл, по нашим подсчетам, составили примерно 6,5 млрд руб., что на 18 % выше прошлого года.
Таким образом, в 2017 году производители дверей, базирующиеся на территории Республики Марий-Эл, удержали лидирующую позицию Дверной столицы России.
Стиль и дизайн
Что касается законодательства в дверной моде, то производители из Йошкар-Олы стали заметно отставать от темпов развития компаний-лидеров в производстве межкомнатных дверей. Не секрет, что тренды в стиле и дизайне отделки дверей в 2015 – 2017 гг. диктовали и продолжают диктовать «межкомнатники». И сейчас нам приходится выступать в роли догоняющих. Это печально, поскольку хочется, чтобы Йошкар-Ола, с нашим огромным потенциалом, была на пике дверной моды и сама диктовала свой стиль! «Дверные ателье» без свежих и востребованных дизайнерских решений просто не смогут развиваться дальше, что даже может привести к закрытию компаний.
Каналы продаж
Двери продаются по‑разному, это в основном опт, собственные магазины, интернет-площадки, точки продаж на заводах-производителях, региональные сетевые магазины строительной направленности. В крупных федеральных сетях двери производства Йошкар-Олы замечены не были. Покупатели в 2017 году выбирали более толстые двери, красивый внешний вид / нет визуальных претензий, замки, которые «не подведут», петли, которые не скрипят, ручки, которые не сломаются, цена / качество двери. Зачастую цена имеет очень большое значение.
Опрос собственников заводов-производителей дверей показывает, что надежды на 2018 год достаточно большие, это связано с ожиданием развития экономики России и стран СНГ. Конечно, все понимают, что рынок поменялся, стал совершенно другим, но те производители, которые поставили целью своей жизни трудиться именно в дверной отрасли, готовы преодолевать все преграды. Ну а выживут сильнейшие!