Вернуться к списку статей

07.06.2018

Александр Ипатьев, генеральный директор «Город мастеров» (Новосибирск)

Будут объединяться компании входных и межкомнатных дверей

Как и в 2016 году, в 2017-м оставался довольно высокий уровень конкуренции на нашем рынке.

Не оправдались прогнозы по стагнации, минимальному падению рынка (не более 10‑15 %). По нашей оценке, общий уровень падения сегмента входных дверей составил 25 %. При этом мы по итогам года статистически приросли на 3‑4 %.

Примечательно, что у адекватных розничных ритейлеров по итогам года зафиксировался небольшой рост сбыта. Вероятнее всего, это произошло за счет слияния и поглощения на рынке стальных дверей. По итогам года наша компания зафиксировала 10 % рост в этом сегменте.

В 2017 году оправдались ожидания по увеличению спроса на корпоративном рынке и падению спроса на вторичном рынке недвижимости. Разумные девелоперы все охотнее делают ставку на качественные двери российского производства, как для закрытия внешнего контура здания, так и для установки в квартиры.

Средний чек

Средняя стоимость дверного блока на рынке в 2017 году в различных сегментах была разнонаправленной. В сегменте эконом она осталась 5 000‑6 000 рублей за дверной блок, что касается среднего сегмента, цена упала с 12 500 до 10 000, что связано с выводом дверей «Цитадель» с завода в Йошкар-Оле. Хотя рынок в целом ожидал стабильной цены на средний сегмент.

Средняя цена в среднем плюсе и премиальном сегменте — возросла с 26 500 до 28 5000, что связано с возвращением к использованию замков итальянских производителей, таких как Cisa, Mottura, Securemme, а также достаточно дорогих цилиндров.

Средний чек на противопожарные двери остался таким же, как и в 2016 году, но изменился средний чек на технические двери на незадымляемые лестницы и входные двери в подъезды.

В сегменте квартирных дверей со стоимостью недвижимости свыше 65 000 за квадрат инвесторы и застройщики пытаются придать больше шарма входным группам, чтобы потенциальные покупатели чувствовали солидность и статус объектов.

Стоимость материалов, поставки

Стоимость материалов для производства стальных дверей в 2017 году была стабильной, кроме одного — металлопроката, который колебался в пределах от 30 000 до 50 000 за тонну. В этом случае компании в зимний и весенний период получали минимальную прибыль, в летний период — дополнительную маржу.

Еще одним заметным фактором стало существенное снижение стоимости на замки Kale, связанное с приходом второго дистрибьютора на российский рынок — компании «Гард».

Поставки материалов в 2017 году были минимальными, что очень радовало.

Потребительский спрос

Потребительский спрос был разнонаправленным. В эконом-сегменте он остался прежним, в среднем сегменте он падал, что касается среднего плюс и премиального, наблюдался рост, и рост существенный.

В осенний период традиционно высоким был спрос на двери с терморазрывом. Также заметно увеличение дверей с отделкой 2‑МДФ. Сибирь всегда была консервативна к этому, но теперь этот процент увеличивается.

Еще одна ярко выраженная тенденция в декоре — увеличение присутствия светлых тонов в отделке и ярко выраженное присутствие стекла и зеркал в таких регионах, как Норильск, Иркутск, Якутск.

Региональные особенности рынка в 2017 году

По регионам наибольшее падение спроса было в Сибирском федеральном округе, это касается юга Сибири — Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей.

Рост зафиксирован в Красноярском крае и Иркутске. Что касается Дальнего Востока, существенное падение было в Приморском крае, рост на Сахалине, в Магаданской области, на Камчатке и в Якутии.

В 2017 году мы наблюдали процесс слияния и укрупнения компаний, производящих как входные, так и межкомнатные двери. Один из примеров — покупка компанией «Алмаз» оборудования компании «Ретвизан». Эта тенденция, по нашему мнению, продолжится в 2018‑2019 годах, будут объединяться компании входных дверей и межкомнатных. На сегодняшний день на рынке Новосибирска выставлено на продажу более 5 небольших компаний по производству стальных дверей.

Прогноз на 2018 год

Рынок в целом и потребительский спрос — стагнация и даже падение на 5 %. Что касается отдельных сегментов, будет также расти первичный рынок и спрос со стороны строителей; вторичный рынок будет по‑прежнему падать.

Также мы прогнозируем увеличение рынка входных дверей в частные дома, коттеджи и офисные помещения.

 

 

Даниил Зверев, управляющий партнёр «Полимер Сервис» (Новосибирск)

Эволюционный переход к кастомизации

Куда мы катимся… в хорошем смысле этого слова. Кастом, кастом и ещё раз кастом. Тенденция многих развитых рынков, к сожалению (для самих производственных компаний), коснулась и консервативного «металлического» дверного производства, и началось это «безобразие» примерно 5‑6 лет назад. Тот самый пресловутый спрос рождает (зачастую в муках) вполне конкретное и конкурентное предложение. Вот она ниша, вот оно «недовспаханное» растущее поле.

Нам, как производителям одного из основных сырьевых продуктов, видно со стороны сложившуюся ситуацию на дверном рынке, в том числе и на рынке противопожарных дверей.

Начнём с тенденций. Сегодня недостаточно предоставить вовремя и по проходной цене противопожарную дверь, это только половина дела. Интересным становится поставщик, который комплексно закрывает объект, предлагая к основному товару — люки, щиты этажные, пожарные щиты, ну и желательно квартирные двери. Классическая схема этажа новых домов: 6 гражданских дверей на площадке, минимум 4 противопожарных полотна (2 двустворчатых двери). В связи с этим и ниша растёт, а точнее, специализированные и универсальные производственные площадки. Благодаря схожему техпроцессу многие производители противопожарных дверей при желании способны закрыть существующий на строительном рынке спрос и на все сопутствующие товары (люки, щиты этажные и пожарные щиты). Основной покупатель однозначно — стройки.

Конкуренция растёт. Ещё 3‑4 года назад качественное комплексное предложение могли сделать 1‑2 компании. Сегодня это минимум 5 сильных игроков в Новосибирске с увеличившимися производственными площадками, с обновлённым парком оборудования, с потенциальным объемом производства от 1000 дверей в месяц. Сильнее тот, у кого есть на сегодня незадействованные производственные мощности и, соответственно, есть куда расти.

Хотелось бы отметить и тот факт, что успешные производственные площадки, специализирующиеся в первую очередь на противопожарных дверях, легче проходят несезонное время, в отличие от «классических дверников», благодаря новым (круглогодичным) технологиям строительства и требованиям рынка недвижимости. У отделов продаж таких компаний упрощается задача по преодолению несезонного времени, выстраиваются «длинные продажи» с застройщиками. Присутствует реальная возможность заранее подготовиться и нивелировать «мертвый сезон» (январь, февраль, а зачастую ещё и март). Численность отделов продаж (самых высокооплачиваемых сотрудников) компаний, производящих противопожарные двери, в 2, а то и 3 раза меньше, чем у «классических дверников», так как средний чек выше, соответственно, и общие затраты на ФОТ ниже. Но начинать и выходить на рынок противопожарных дверей сложнее, так как получить постоянный поток клиентов с длинным циклом сделки непросто, это и останавливает многих.

Сила производственных блоков компаний, специализирующихся на противопожарных дверях, в изначальном упоре на кастом продукт, умение перестраиваться под нужды заказчика, быть универсальными, а также формировать интересную для клиента цену. Всё это касается компаний с полным производственным циклом.

Нельзя забывать и про обратную специализацию, когда «классические дверники» начинают осваивать новые ниши и к квартирным дверям «добавляют» противопожарные. Преимущества такой специализации для «классических дверников» очевидны. Рост общего объема продаж без потери в марже, а зачастую даже с повышением (при прямых продажах застройщику, без посредников). Отсутствие стресса при работе в не сезон, эволюционный (безболезненный) переход к кастомизации. Мы уверены, что на рынке противопожарных дверей, как и на всех остальных, кадры решают все. Следующий качественный виток возможен и точно будет с привлечением или выращиванием (обучением) профессиональных топ-менеджеров.

Мы оцениваем объём производства противопожарных дверей в Новосибирске, а значит и во всём домашнем регионе, не менее 4000 дверей в месяц (в среднем по году). Такой объём является избыточным для одного Новосибирска. Благодаря этому есть возможность по захвату не только домашнего региона, но и Дальневосточного, Забайкальского и других федеральных округов. Есть ощущение, что спрос на текущий момент превышает предложение, и это главный драйвер дальнейшего роста.

 

 

Евгений Николаев, руководитель сибирского дивизиона «Либера» (Новосибирск)

 

На первое место вышла оптимизация расходов!

С деланные в начале года прогнозы на 3‑4 квартал по увеличению продаж на 20 % к объему производства 1‑2 кварталов 2017 г. оказались не совсем верны.

Можно отметить некоторую активность производителей в 3 квартале и резкий спад производства в середине и конце 4 квартала. По результатам анализа спад произошел вследствие ограничения объема финансирования бюджетных проектов, а также кредитования частных организаций, вынужденных отложить сроки сдачи объектов.

Что же касается рынка розничных продаж, он уменьшился за счет снижения платежеспособности рядовых розничных покупателей. Это привело к еще большему ухудшению финансовых показателей производителей, работавших «по старинке», а именно товар-деньги.

Отсутствие возможности устанавливать стоимость производимой продукции на уровне желаемых цен и нежелание работать в других измерениях поставило на грань выживания производства с многолетним опытом работы.

Но нельзя не отметить, что в момент финансового кризиса есть новообразовавшиеся производственные площадки, способные не только выживать, но и наращивающие свои производственные мощности. В чем же секрет?

Основополагающая успеха данных проектов заложена в первую очередь в выяснении потребностей конечного клиента (цена, ассортимент, возможность работы как ателье), потом в желании дилера продавать продукцию именно этой фабрики (мотивация, качество, современность, присутствие ноу-хау, поддержка производителя) и, наконец, технической возможности производства или группы производств (оснащенность, наличие грамотного управленческого и производственного персонала, качественных комплектующих, выполнение сроков и т. п.).

Компания смогла предложить востребованный покупателями продукт в нужном ценовом сегменте и качестве, дать дилерам возможность большого ассортимента производимой продукции, выгодных условий отсрочки для полной заполняемости выставочных залов и размещения на складах продавца.

На первое место вышла оптимизация расходов! На самом предприятии это в первую очередь связано с организацией производства и логистики.

Ни для кого не секрет, что не все производители имеют полный цикл производства. Сейчас многие отдали на аутсорсинг часть операций. Кто‑то собирает только готовые конструкции, не имея ни гильотин, ни лазеров, ни ПВХ производств. На мой взгляд, данное решение сейчас самое оптимальное, оно позволяет высвободить средства, связанные именно с продвижением товаров на рынок.

Так что же будет дальше? Не думаю, что в 18 году произойдет резкий рост производства. Вернее всего, все останется на уровне 2017 г. с вялым перетеканием дилеров и объемов производств от одних производителей к другим.

Единственно, что могу сказать точно, в близлежащих регионах, а также на восточном направлении вплоть до Хабаровска и Владивостока, конкуренция в производителях, как в новосибирских, так и пришедших из Центральной России, будет увеличиваться, что приведет к еще большему падению небольших производств в регионах и как результат сокращению игроков на рынке.

Что же касается объемов производства, то по результатам 3 и 4 кварталов они остались примерно на уровне 25‑30 тыс. дверей в месяц.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group