19.06.2018
Никита Антонов, коммерческий директор «Двери Зодчий» (Чебоксары)
Рынок Чувашии на текущий момент представлен все теми же игроками, что и ранее. Новые производства не открывались, прежние — перераспределили объемы между собой. Наглядно ощутимо развитие семимильными шагами небольших производителей во всех направлениях:
— позиционирование на рынке: выходят с продуманными ассоциативными торговыми марками, открывают современные монобрендовые салоны, имеют современные сайты;
— ввод дополнительных опций: алюминиевые кромки, фабричная врезка;
— автоматизация процессов: бухгалтерский учет, работа с клиентами;
— развитие уровня сервиса, в том числе работа с рекламациями в пользу покупателей;
— выход на более отдаленные рынки, кроме Поволжья.
Качество, цена, базовый ассортимент компаний — одинаковы.
Интерьерные решения как УТП, на чем ранее делали акцент крупные производители, сейчас уже в арсенале многих. К полотнам предлагается подходящий погонаж, стеновые панели, панели к входным дверям. Интерьерные зоны представлены в салонах практически всех производителей. Уже большинство активно работают с дизайнерами именно по комплексному предложению.
Есть доля компаний, которые чаще меняют выставки в магазинах вплоть до ежемесячной замены. Если несколько лет назад выставки менялись с большим скрипом и примерно раз в год, то теперь ротация моделей происходит гораздо чаще. Меняют не только отдельные образцы, но и весь магазин целиком. Это связано с большим потоком новых моделей, новых цветов в покрытиях. Дверной рынок становится более подвижным. Это достаточно затратная, но вынужденная мера для привлечения большего числа покупателей. И не только для увеличения общего трафика, но и для большего числа сделок с уже пришедшими клиентами.
В таких равных условиях производители делают ставки на сильных продавцов: крупные игроки все больше и больше вкладываются в работу с продавцами, чтобы выиграть эту борьбу за покупателя. Обучающие программы, тренинги, штатные коучи — уже норма.
Цены в течение года были стабильны.
До сих пор очень востребован «эконом» сегмент. Причем снова наблюдаем смещение, размытость сегментов. Так, цена 6 000 – 7 000 за комплект для покупателей Чебоксар — «средний сегмент». 10000 – 12000 — уже «средний+» (и даже для многих «дорого»).
Производители работают над модельным рядом — расширяют линейки. По моделям — по‑прежнему сильны позиции царговых полотен. По стилю — популярна современная классика. Светлые цвета по‑прежнему в тренде. Продолжает расти доля эмалей в покрытиях, при этом ощутима тенденция низких цен на эмаль. Если ранее эмаль была только в дорогом сегменте, то сейчас рост предложения от производителей недорогой эмали. Мода на однотонные цвета покрытий нарастает. Популярны пастельные оттенки. Цветовая гамма идет вслед за модой на интерьерные краски для стен и цвета для мебели. Многие производители запустили патину по пленочному покрытию.
На ПВХ-покрытия перешли ряд производителей, ранее специализирующихся на других дверях. Например, некоторые традиционные производители шпонированных дверей из Ульяновска, металлических дверей из Йошкар-Олы.
Чувашские производители активно экспортируют двери в страны СНГ: Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан. У всех увеличивается доля «инжиниринговых» решений: различных невидимок, рото-полотен, пеналов и пр.
Шпон устойчиво держит свой объем рынка — до 20 % от продаваемых полотен. Хотя даже рынки, ранее приверженные только шпону, например, Белоруссия, Казахстан, куда в том числе уходит чувашская дверная продукция, также увеличивают долю дверей в пленочных покрытиях.
Покупатели выбирают двери не по цене (цены более-менее схожие), а по доверию к бренду.
В активную рекламу (ТВ, радио, наружная реклама) вкладываются немногие. Все пробуют различные программы лояльности: карты накопительные, скидочные, подарочные сертификаты, купоны — у всех и быстро повторяются.
Реклама и продвижение все больше уходит в интернет, компании используют все больше каналов и методик, включая специальные карты, бонусы и акции для покупателей. Плюсы такого продвижения в том, что можно качественно отследить источник прихода клиента и четко понимать затраты на его привлечение.
Один из важных векторов перемен на рынке Чувашии и по всей России в целом — усиленное государственное регулирование всех отраслей. Это должно заставить выйти всех, включая даже мелких дверных производителей, из тени и из серых / черных зон. В СМИ Чувашии даже прошла общественная дискуссия о необходимости легализации отрасли, собравшая мнение многих игроков рынка. Перемены приведут к более честным условиям конкуренции, к социальной защищенности работников, но и к росту цен на продукцию местных дверников.
В целом по году мы прогнозируем рост объемов выпускаемой продукции до 5 %, связанный с рынком строительства в республике и стране в целом.