20.06.2018
Юлия Трофимова, начальник отдела продаж «Мильяна» (Ульяновск)
Ульяновск не всегда славился дверным и мебельным производством. Несмотря на удобное местоположение и доступность хорошей сырьевой базы (в Ульяновске много леса), массовое производство межкомнатных дверей началось в регионе только 15 лет назад. Сейчас в городе с населением около 615 000 успешно существует более 600 фабрик по производству межкомнатных дверей, рассчитанных на средний сегмент и выше среднего. Не будем отрицать, что в области сильно развита «гаражная экономика». Зачастую на таких производствах работает один или два человека на очень старых или самодельных станках. Многие дверные производства так и начинались в Ульяновске.
По большому счету самыми тяжелыми годами для предприятий Ульяновска оказались 2014 – 2015 годы, когда резко вырос доллар, пришлось поднять все цены на продукцию, так как очень много лакокрасочных материалов закупалось за границей. А покупатель не готов был тратить накопленные деньги.
2017 год в этом отношении был спокойный. Не было резких скачков валюты, государственная поддержка ипотечного кредитования продолжилась, что положительно сказалось на темпах строительства жилья по России. Естественно, не было снижений и в строительстве коммерческих помещений.
Но из‑за развития большой конкуренции на рынке производства межкомнатных дверей рост продаж у отдельных производителей был не взрывной, как до 2014 года, а, скорее, плавный.
Практически все компании по производству дверей в Ульяновске пережили 2017 год и остались в небольшом плюсе. Новые заказы в основном идут от компаний-застройщиков, которые не снижают темпов строительства. Сбыт межкомнатных дверей идет через канал КСО (комплектация строительных объектов), когда приходит заказ от застройщика на 500 – 700 типовых дверей. Так как ульяновские двери продаются по всей стране, то регионами-лидерами по сбыту являются Москва и Московская область, Краснодарский край и Екатеринбург. Это те центры, где строительство помещений идет бурными темпами и где существует огромная нехватка хороших межкомнатных дверей.
Анализируя динамику продаж дверей в 2017 году, увеличение продаж, хоть и небольшое, происходило за счет застройщиков или акций на определенные коллекции.
Говоря о тенденциях в производстве за 2017 год, важно отметить, что лаки и краски для покрытия поверхностей дверей стали дороже. Поэтому, в среднем, цена дверей выросла на 5 – 10 % за 2017 год.
Также важно отметить, что мир не стоит на месте. Когда‑то был популярен скандинавский стиль, потом модерн, сейчас все популярнее становятся стили лофт и хай-тек с их минимализмом. Это отражается и на востребованности тех или иных моделей дверей.
Наиболее востребованными в прошлом году стали двери с минимальным набором элементов в шпоне и элегантная классика в эмали. Все это говорит о том, что люди не стремятся сделать акцент на двери и хотят, чтобы она гармонично, не отвлекая внимание от других важных деталей интерьера, вписывалась в ансамбль помещения.
Среди заказов чаще всего превалировали светлые тона дверей. Во-первых, светлые тона существенно расширяют пространство. Во-вторых, за ними проще ухаживать. На светлых дверях не видно пыли и царапин.
Также в прошедшем году мы заметили существенные изменения в оптовых и розничных продажах, что не могло не отразиться на производстве дверей.
У оптовиков продолжилась оптимизация складской программы. Спрос постоянно меняется, и, согласно анализу, складская программа пересматривается несколько раз в год. Необходимо своевременно реагировать на изменение спроса и держать на складе только востребованный товар.
Но не только оптовые покупатели влияют на объемы и тенденции производства межкомнатных дверей. Часто приходится быстро подстраиваться под последние тренды и на витринах. На витринах выставляют именно те модели дверей, которые будут в приоритете у потенциальных покупателей. Например, все чаще на выставках глухие двери собирают больше внимания, чем двери с остеклением. Еще одна интересная тенденция — это популярность дверей, выполненных в эмали. В 2017 году на выставках именно этими дверьми, а не дверьми в шпоне больше интересовались покупатели.
Подводя итог, напишу о прогнозах на 2018 год.
Оптимизация на складах продолжится и в 2018 году. Здесь важно внимательно следить за методами складской организации, чтобы не производить то, что потом сложно будет сбыть.
Наиболее востребованными были и останутся двери в минималистическом стиле среднего и выше среднего ценового сегмента. Компаниям придется подстраиваться под спрос, и новые модели будут появляться именно в этом стилевом решении и ценовой категории.
По прогнозам, цена на валюту будет расти, отчего цены на производственные материалы тоже пойдут вверх. С 1 марта 2018 г. некоторые фабрики по производству дверей уже повысили цены на свою продукцию на 5 % (шпон), на 10 % (эмаль). Но повышение цен на межкомнатные двери более 10 – 15 % не ожидается, если не будет колебаний курса валют до конца года.
Так как правительство пока не собирается отказываться от поддержки строительного бизнеса, то и спрос на межкомнатные двери не должен падать в 2018 году, а наоборот ежегодно сдается все новое и новое жилье и помещения под различные нужды, где требуется внутренняя отделка, меблирование и установка межкомнатных дверей. Что будет и в дальнейшем способствовать развитию и росту производства дверей. Из-за хорошей конкурентной среды на этом рынке большую прибыль получат только те компании, кто сможет быстро подстроиться под требования и спрос избирательного клиента.