19.11.2018
Людмила Масленникова, заместитель директора «Фараон» (Йошкар-Ола)
Сегодня наш рынок переживает достаточно непростую ситуацию. Из-за общего экономического спада темпы капитального строительства сильно упали, можно сказать, на небывало низкий уровень. В Марий Эл, например, по данным «Маристата», в январе-мае 2018 года объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 30998,2 миллиона рублей, что в сопоставимых ценах на 14,3 % меньше, чем в январе-мае 2017 года. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах страны. Поэтому темпы производства, так же как и объемы продаж так называемых «строительных дверей» и металлоконструкций тоже заметно снизились. Исчезла и так называемая сезонность.
В жесткой конкурентной борьбе за своего клиента заводы-производители металлических дверей вынуждены постоянно работать над улучшением качества выпускаемого товара, удивлять новинками, а также работать над снижением стоимости. Кризисная ситуация обнажила многие проблемы, связанные с рынком стальных дверей, и в самое короткое время недобросовестные производители уйдут с рынка, как уже произошло в Йошкар-Оле.
Для простых людей ситуация двоякая: с одной стороны, большое количество производителей и продавцов, предлагающих входные двери на любой вкус и достаток, огромный выбор отделочных материалов и предлагаемых защитных свойств стальных дверей. А с другой стороны — заявленное качество продукции и услуг не всегда подтверждается. Зачастую цена может не сильно колебаться в большую или меньшую сторону, а качество предоставляемых услуг и товаров может отличаться заметно.
Наступило время, когда необходимо донести мысль о том, что красивые и качественные стальные двери не могут стоить дешево. Мы уверены, что внешний вид должен быть привязан к облику здания, отражать его стиль и внутреннюю отделку. И конечно же, каждый сам для себя решает, для чего ему нужна стальная дверь. И самым распространенным ответом будет «для безопасности и сохранности имущества квартиры».
Достойные конкуренты, на наш взгляд, это «Аргус», «Гардиан» и «Цитадель» (открыл завод по производству дверей в Йошкар-Оле в 2016 году с мощностью до 20000 дверей в месяц). А на индивидуальных заказах работают более 90 % производителей Йошкар-Олы. В 2018 году оставшиеся компании, а их в Йошкар-Оле пока около 70, имеют большое желание работать и развиваться. При этом мощности, ресурсы и опыт позволяют выполнять заказы любой сложности.
Что касается компаний, которые входят в десятку сильнейших на рынке Йошкар-Олы, таких как «Экспресс Гарант», «Волга Бункер», «Интекрон», «Арма», «Спас» и прочие, то и тут ситуация двоякая. Многие компании работают с тем же объёмом, как и в предыдущий год, например, «Спас», «Арма». Многие крупные фирмы потеряли объемы, и насколько известно мне, очень значительно. Объемы падают, соответственно, и кадры уходят к тем, кто остался на плаву, это тоже огромная проблема в нашей республике. Примерно 70 % производителей дверей сталкиваются с проблемой в области подбора квалифицированных специалистов.
В целом по республике спад ощутим, нередко слышу от коллег, что производство работает в половину силы, а то и меньше. Но нам остается надеяться и верить, что после спада будет подъем.
Научиться продвигать собственную продукцию — это новый этап развития «марийских» производителей дверей, который позволит понять, какую нишу занимает та или иная компания и какое будущее их ждет. В итоге на рынке останутся только самые сильные производители, и по моим прогнозам их будет не более 50.