Вернуться к списку статей

19.11.2018

Марат Шигапов: "Законы природы зеркально отражаются в нашем (да и в любом другом) бизнесе"

Марат Шигапов,управляющий «Гардиан»

Для начала обзора хотел бы коротко напомнить о первой части своего повествования «Дверная флора и фауна: кто же мы такие и как ведем себя в кризис?» (ДверноеДело. 2016 год).

Теория: «Люди произошли не только от обезьян. Люди произошли от разных животных, рыб и птиц». Существует масса примеров, когда определенные люди очень похожи на определенных «братьев наших меньших». Мы живем в мире флоры и фауны, безусловно, сами являясь высшей ступенью эволюции. Почти все. Большинство из нас. Наша связь с природой очевидна. Мы неразрывны, мы внутри природы. В конце концов, мы дети этой самой природы. И ведем себя по законам природы. У нас есть инстинкты самосохранения, реакции на жизненные ситуации.

Существует несколько моделей поведения разных производителей и продавцов. Положение каждого игрока на рынке диктует модель его поведения. Соответственно, существуют категории этих игроков.

Тогда я назвал их так:

1.Бренды

Есть хорошие производственные мощности. Есть хорошая продукция. Есть хорошие кадры и потенциал развития. Отлаженная сеть реализации.

2.Много делающие

Есть производственные мощности под типовую продукцию. Есть амбиции стать брендом, но желание заработать здесь и сейчас отодвигают эти амбиции.

3.Местные

Работают в своем регионе и пытаются заглянуть в огород к соседу. Самодостаточны. Есть производство, какое-никакое. Пойти бы «на Москву», да лень, да и сил может не хватить.

4.Никто и зовут их никак

Многочисленные цеха, различной степени оснащенности, работают «на дядю».

5.Сами с усами

Продавцы (в большинстве своем китайской дверной и замочной продукции), решившие начать собственное производство.

Инстинкт выживания в кризис толкает эти группы на определенную, только этой группе свойственную, реакцию.

Прошло 2 года. Что изменилось?

ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ИНВОЛЮЦИЯ?

Википедия: Биологическая эволюция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Инволюция (лат. involutio — «свёртывание») — обратное развитие, движение назад; редукция или утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций; обратное развитие органов. Хотелось бы отметить, что инволюция иногда является частным случаем эволюции. Это важно.

Все это очень напоминает наш дверной рынок. Рассматривая все процессы жизни сквозь призму «ФЛОРА & ФАУНА», мы видим, как законы природы сплетаются с законами экономики и бизнеса в целом.

Несколько лет назад стал заметно высыхать наш источник существования. Как Аральское море. Что происходит? Как там наши «виды» и «подвиды»?

Я не заметил, что ситуация кардинально изменилась. Но появились свои особенности в поведении разных «стай». Это естественно.

1.Бренды

Стараются эволюционировать. Объединяются с другими брендами для совместного выпуска продукции.

«Гардиан» — «Волховец»

«Софья» — «Порталле»

«Легран» — «ПрофильДорс» и т. д.

Оптимальное использование своих потенциалов с сохранением интересов каждого. Однозначно, взаимовыгодный союз. Резких движений не делают. Оптимизируются (вспомните инволюцию). Защищают свой ПРАЙД (АРЕАЛ), потому что «еду» у них иногда хотят стырить.

Положение: кризисно-стабильное.

2.Много делающие

На мой взгляд, самая уязвимая популяция сегодня. Почему? Объясню ниже.

3.Местные

Стараются, работают. Вспоминают, как на бутерброде черная икра заменилась на красную, а потом и вовсе исчезла. Ну, на хлеб с маслом хватает — и ладно.

Работают с местными же строителями, технические двери осваивают. Особо терпеливые выждут и выживут точно. Перевернется и на их улице самосвал с пряниками.

Положение: терпимо.

4.Никто и зовут их никак

Здесь, как и раньше, все зависит от «дяди», который кормит, как рыбок в аквариуме. Или ждут, как Хатико, — придет-не придет? Кого‑то продали другому «дяде». Кого‑то «дяди» уже кинули.

Положение: незавидное.

5.Сами с усами

О них подробней. Помните, я по ним не делал прогноза. Не было заметного действа. Сейчас уже есть первые наблюдения. В Йошкар-Оле особенно. Хотя первые заметные симптомы возникли в Москве, на выставке «Мосбилд 2018». Выставка деградирует, это точно. На цивилизованных выставках ценники запрещены. 1000 евро штраф за ценник, если я правильно помню. Вы удивитесь, но на «Мосбилде» тоже запрещены! Но кого это волнует?

В итоге, новинки представляют единицы, всё превращается в китайскую барахолку. С красно-желтыми ценниками. «Налетай, торопись, покупай живопИсь!». Двери из фольги с имитацией замка и ценой 3500 — это уже не Китай, а наше, российское! Это печально.

Помните знаменитый кадр из мультфильма «Король Лев»? Когда представляли всем жителям саванны львенка Симбу? Гордо мандрил Рафики демонстрирует львенка-принца, который должен стать королем. Рядом сидят довольные родители (лев Муфаса и львица Сараби). Вся саванна в восторге! Сейчас мне представляется другая картинка: показывают какого‑то уродца, и на шее у него ценник 99 рублей за 10 штук. Саванна в ауте. Расходимся, нас обманули.

Есть и мои экономические наблюдения за этим «чудом природы». Низкая себестоимость обусловлена стоимостью материалов (около 50 % в цене) и дешевой работой (ЗП, накладные расходы…). С материалами понятно — берут самое непотребное, обязательно в долг.

Зарплата и накладные расходы. Тут сложнее. Первый опыт производства дверей оказался плачевным — всё выкинули. Пришло понимание, что нужны какие-никакие специалисты. Для начала хотя бы рабочие. Прошла первая волна «саранчи» по Йошкар-Оле. Понятно, что с такой целью и строился цех в Йошкар-Оле. Не самим же готовить специалистов. Затем выяснилось, что нужны инженеры. Вторая волна «саранчи». Чтобы переманить, нужен аргумент — выше зарплата. И она предлагается! Соответственно, большая зарплата и увеличенные накладные расходы ложатся на себестоимость. Два варианта: зарплата «серая» или большая она временно.

Умные специалисты это понимают, не уходят. Те, кто и так получал серую зарплату, ничем не рискуют и бегут из своих стай. На волю! В пампасы!

Поэтому много делающие и являются основными пострадавшими от этого «звериного оскала капитализма».

Вот такой зоопарк в Йошкар-Оле! И, соответственно, по всему дверному ареалу откликается гулким эхом.

Выводы: Законы природы зеркально отражаются в нашем (да и в любом другом) бизнесе. Это помогает предопределить действия и реакции партнёров и не партнёров. Пользуйтесь этим!

Голодные игры продолжаются! Похоже, еще много раундов впереди…

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group