Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
12.07.2019
Руслан Салахов, генеральный директор RUMAX (Ковров)
Если подводить итог 2018 года для ковровских производителей дверей, то, на мой взгляд, он лучше 2017. Конечно, такого роста, как до 2012 года (до 25 % в год), Коврову ждать уже не приходится. И падающий рынок за последние несколько лет подчистил ряды производителей нашего региона (по приблизительным оценкам, за несколько лет, количество производителей в нашем регионе сократилось с 60 – 70 до 40 – 50 предприятий). А в нынешних экономических реалиях (негативные ожидания, падающие доходы населения) и небольшой рост — уже хорошо.
В условиях продолжающегося несколько лет падающего спроса на плаву остаются те компании, которые непрерывно улучшают внутренние бизнес-процессы, работают с издержками, постоянно мониторят себестоимость изделия. А то у нас бывали и такие случаи, когда люди открывали производство, не зная, что такое амортизация оборудования. И при какой‑либо существенной поломке или износе оборудования средства приходилось выискивать из оборота, что приводило к не очень хорошим последствиям. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Конец 2018 года чем‑то напомнил 2014 год, когда в преддверии повышения цен и неопределенностью с курсами валют люди стали активно вкладываться в товар. У нас особенно ярко это проявилось в ноябре — декабре.
Что касательно коллег, то, по моим наблюдениям, все крупные фабрики были с заказами. Некоторые даже не смогли справиться со сроками изготовления в связи с перегруженностью в сезон.
Точный объем производства г. Ковров в штучном выражении определить достаточно сложно, так как есть много небольших производителей, которые то появляются, то закрываются, и объем их выпуска проследить достаточно трудно. Информацией об объеме выпуска дверной продукции в нашем городе в той или иной степени владеют лишь основные поставщики материалов: МДФ, шпона или пленки.
Если говорить о структуре производимых по внешней отделке дверей в нашем городе, то по очень приблизительным оценкам, на мой взгляд, она выглядит следующим образом: 50 – 60 % шпон (натуральный и файн-лайн), остальное эмаль и пленка.
Неплохой 2018 год для ковровских производителей я связываю прежде всего с тем, что, во‑первых, как я уже отмечал выше, наши ряды подчистились (объемы от закрывшихся организаций перешли к другим фабрикам), во-вторых, ковровские производители научились работать в новых условиях (падающий рынок, быстрое переориентирование на новый вид продукции, новые географии продаж). Еще хотелось бы отметить, что с постоянными заказами в основном лишь те фабрики, у которых есть какая‑либо фирменная фишка. Это могут быть и эксклюзивные цвета пленки у какой‑либо фабрики, элементы декора (так называемая лепнина), интересные покрытия натурального шпона и т. д.
В этом году у нас, на мой взгляд, ярко проявилась дифференциация фабрик по выпускам определенных видов дверей. Кто‑то силен в эмалевых покрытиях, кто‑то лидер в пленочных дверях, кто‑то в дверях из натурального шпона. Как говорит один мой партнер: «Я не хочу быть вторым, кто получит эту продукцию».
Сейчас при наличии хорошего парка оборудования у многих производителей повторить рисунок двери не проблема. Гораздо сложнее повторить какие-то другие новаторские фишки. Появляются двери более сложные по изготовлению, соответственно, возрастает срок копирования их конкурентами. Здесь нужно держать нос по ветру. Кто первым встал, у того и тапки. Время фабрик-ксероксов проходит. При таком насыщенном рынке надо чем‑то отличаться от конкурентов, чтобы привлечь избалованного разнообразием продукции покупателя. Потребитель сегодня просит продукцию под девизом: «Богато и недорого». Так, например, наша фабрика выпустила осенью антикризисную коллекцию с более низкой ценой без изменения вида внешней отделки. Также, следуя веяниям современного дизайна, мы увеличили разнообразие декоров эмали. Как пример, если 2 года назад у нас в ассортименте было всего 5 цветов эмали, то сейчас уже около 20.
Еще хочется отметить, что, так как потребитель стал очень требовательным и прижимистым, сейчас остро стоит проблема качества продукции. Розничные сети и оптовые дилеры не хотят связываться с продукцией низкого качества. Некоторые ковровские фабрики, и мы в том числе, приросли за счет притока клиентов от других производителей (не только ковровских), которые не смогли дать качественную продукцию и сроки изготовления.
Из последних реалий ковровского рынка — все больше производителей нашего кластера запускает пленочное направление. Облегченный производственный цикл пленочных дверей (нет покраски, множественной шлифовки, меньше персонала и т. д.), разнообразие декоров, относительно небольшие вложения в оборудование привлекают все больше и больше ковровских производителей.
От 2019 года можно ждать примерно таких же показателей как и в 2018 году, если не случится каких‑нибудь форс-мажорных обстоятельств. На мой взгляд, в Коврове может продолжиться тенденция к сокращению некоторых небольших производств. Так как в нашем небольшом, но промышленно развитом городе очень остро стоит проблема с кадрами. Средняя зарплата в городе, на мой взгляд, одна из самых высоких в области. При очень низкой безработице в городе достаточно трудно найти квалифицированный персонал. С этой проблемой на сегодняшний день и в будущем смогут справиться только более-менее крупные фабрики, у которых есть постоянный объем заказов, соответственно, достойная оплата и существуют социальные гарантии для работников.
Но общий объем заказов в нашем городе, будем надеяться, не упадет, так как все‑таки такие приемлемые цены на шпонированные и эмалированные двери и такой их разнообразный ассортимент мало кто может сегодня предложить.