Сергей Копотилов, директор «Собрание» (Томск)
По нашей оценке, на данный момент, начиная с 2014 года, идет тренд на снижение покупательской способности населения. Что приводит к неоднозначным результатам. С одной стороны, покупатели более «дорогого» сегмента частично начинают смещаться в наш ценовой диапазон. Это дает дополнительные продажи в тех случаях, когда покупатели ранее предпочитали двери зарубежного производства, двери из массива дерева, натурального шпона и т. д. С другой стороны, конкуренция, возникающая из‑за выхода в данный сегмент дверных фабрик, которые ранее изготавливали более дорогие двери, заставляет снижать отпускные цены и увеличивать объемы производства, чтобы сохранить и увеличить объем продаж.
Данные факторы ведут к тому, что появляются «эконом» варианты продукции (за счет более дешевых декоративных покрытий, облегчения конструкции двери, изменения характеристик дверного погонажа и т. д.), внешне сохраняющие общее впечатление царговых дверей. Однако часто это сходство только внешнее, и потребитель, на данный момент, уже эти изменения видит и чувствует. При меньшем бюджете для покупки дверей (которые, как правило, приобретаются в последнюю очередь после ремонта) он хочет получить более качественный и долговечный продукт. Отсюда налицо тенденция к стремлению фабрик уменьшать себестоимость и издержки производства, ведя борьбу в ценовом диапазоне за низкую отпускную цену. Для выделения своей продукции на конкурентном рынке фабрики идут на введение новых декоративных покрытий (оттенки и тиснения, типы поверхностей, позволяющих выделить свои двери из общей массы производителей), введение новых конструкторских решений (цветные стекла, смешение разных стилей, когда царговые двери получают элементы классических дверей и т. д.). Все это двигает рынок вперед, и в конечном счете выигрывает от этого потребитель.