Эта статья относится к разделам: Аналитика
26.07.2019
Татьяна Зубова, директор ГК «Профит НСК» (Томск)
Томск достаточно специфический город, я бы назвала его особенным, но многие его называют студенческим из‑за множества ВУЗов. Я рассматриваю этот город с точки зрения ведения бизнеса. И, наверное, ни для кого не секрет, по рейтингу журнала Forbes Томск входит в топ благоприятных городов для ведения и развития бизнеса — было бы желание.
Еще с 2012 года по России массовость продаж начинает расти за счет интернета. А начиная с 2017 года одними из ключевых факторов роста интернет-аудитории можно считать доступные смартфоны и недорогие тарифы на мобильный интернет, в том числе и корпоративные.
Ориентируясь на себя, своих близких, знакомых и партнеров по всей стране, могу отметить, что российский, а значит, и томский цифровой рынок шагает в ногу с глобальными трендами. Воспользовавшись статистическими данными за 2017‑2018 годы с просторов всемирной паутины, можно отметить, что количество пользователей в интернете постоянно увеличивается. Число пользователей соцсетей и мобильным интернетом постоянно растет, интернет-пользователи не только ищут онлайн-товары и услуги, но совершают покупки. Потребитель становится все более и более продвинутым, мобильным и не тратит время на объезд нескольких магазинов, выбирая то, что ему необходимо.
Оглядываясь на 2017 год, когда был закрыт последний магазин моей розницы, сейчас без сожаления утверждаю, что это было самое верное решение. В 2018, работая с застройщиками, я продолжала анализировать розницу дверного рынка и могу отметить, что рынок превращается в «сток».
Если говорить про нишу межкомнатных дверей, то можно так же, как и в предыдущем году, наблюдать тенденцию продаж розничному потребителю в светлых оттенках, не уступают этому и застройщики. Вся отделка выполняется в светлых, спокойных оттенках, как следствие и продажи дверей идут в цвете беленый дуб и все его производные. Категория дверей устанавливается самая бюджетная, то есть двери ламинированные. 95‑98 % квартир из вновь построенных домов продается с базовой отделкой «под ключ», и лишь оставшиеся 2‑5 % выбирают двери классом выше (двери царговые в пленочном покрытии в основном, реже шпон), но входные двери, как правило, идут от базовой комплектации.
В санаториях и базах отдыха очень полюбились двери с царговой конструкцией, в пленочном покрытии. Но цветовое решение здесь все‑таки преимущественно в темных оттенках (темный орех, венге, орех милано), модельный ряд — абсолютная классика.
Начиная с апреля, после масштабной трагедии в Кемерово, у нас в городе начался бум по установке противопожарных и противодымных дверей. Некоторые общественные сооружения были вынуждены на небольшой срок прекратить деятельность, до момента устранения предписания от пожарной инспекции. Категории противодымных дверей как таковой не существует, поэтому приходилось проявлять творчество.
Что касается входных дверей, то можно отметить продажи в шелках — квартирные двери, в антиках — уличные. Тут уже классика жанра! Потребитель обращает внимание на толщину двери, а ее внутренняя отделка, комплектация отходят на второй план. Вообще на рынке представлены одни и те же заводы / поставщики — практически в каждом третьем магазине либо на сайте. Потребителю нетрудно провести анализ цен через интернет и приобрести дверь там, где будет выгода как на дверь, так и на услуги. Реклама типа «Если вы найдете дешевле, чем у нас — сообщите! И мы вам продадим по такой же цене или дешевле» снова на слуху, но это, по‑моему мнению, утопия. Рынок с каждым годом мы ломаем сами, не замечая очевидного. Вот и получается, как в анекдоте: «пилим сук, на котором сидим».
Мне сложно однозначно сказать, что нас ждет в 2019 году, но более чем очевидно, интернет будет еще прочнее входить в нашу повседневную жизнь, изменяя структуру продаж и способы потребления информации. Кстати, общий объем рынка онлайн-коммерции в секторе потребительских товаров по России за прошлый год вырос на 16 %, и это тоже не секрет! Но это не говорит о том, что с томского рынка разом будут уходить все розничные магазины, нет! Я просто уверена, что в 2019 году будет прирост интернет-магазинов в нашем городе. И, на мой взгляд, основные игроки, так или иначе, начнут снова выделяться, обновляя ассортиментную матрицу, подыскивая новых производителей.