Эта статья относится к разделам: Аналитика
26.07.2019
Дмитрий Фоминых, руководитель направления ТПК «Полимер-Сервис»
2018 год запомнится производителям как год становления, выявления новых идей, подведения итогов, расширения кругозора, а главное, оптимизации внутренней работы, перехода на новые системы управления.
Связано это с тем, что работа на грани рентабельности, а порой неумение учитывать скрытые расходы приводит компанию к «работе ради работы», а иногда и банкротству. 2018 год четко укрепил свои позиции в вопросе разделения компаний на компании серийного производства, компании-артели (работа под индивидуальный заказ).
Рынок показывает, что компании-артели в среднем ценовом сегменте с выпуском производства до 300 дверей ежемесячно могут более точно прогнозировать свои продажи. Это связано с тем, что мелкооптовые покупатели, у которых нет возможности работать напрямую с крупными заводами, например, как в Йошкар-Оле, и отгружать контейнерами, планируют свою работу именно с такими производителями. Это в сезон обеспечивает их собственные продажи, а главное, не приходится считать упущенную прибыль, доверяясь более крупным производителям.
Я убежден, что многие крупные компании-производители до сих пор не научились прогнозировать свои продажи, тем самым ежегодно и именно в сезон подводят своих покупателей. Ведь бизнес, он как секс, в нем всегда две стороны, а хороший бизнес — это отношения.
2019 год за счет, казалось бы, неблагоприятной ставки НДС на фоне всеобщего повышения даст возможность устанавливать стоимость производимой продукции на уровне желаемых цен.
Несмотря на мнение скептиков, в ближайшие годы мы видим лишь перераспределение рынка, а именно перетекание дилеров от одних производителей к другим. По известной информации, сильно укрепится рынок Йошкар-Олы, значительное расширение действующих производств, как следствие поиск сбыта и обострение конкуренции не только в Центральном регионе, но и на восточном направлении вплоть до Хабаровска и Владивостока.
В Сибирском регионе мы четко наблюдаем распределение производителей по определенным специализациям. Противопожарные двери, двери квартирные, двери нестандартные. С каждым годом данные компании укрепляются на рынке за счет совершенствования данных конструкций, опыт предыдущих лет говорит — сделай хорошо сразу, чем переделывать дважды. По мнению руководителя производства ООО «Ника» Смирнова Дениса Николаевича, каждый является профессионалом в данных специализациях, и неплохо было бы добиться внегласной договоренности и заниматься именно тем, что получается лучше всего, не заглядывая в другой карман и предоставляя покупателю качественный продукт. Практика говорит следующее, каждый производитель старается быть универсальным, особенно те производители, которые занимаются комплектацией строительных объектов.
Что касается строительного рынка в целом, от которого напрямую зависят производители. С 1 июля 2019 года российский рынок недвижимости ожидает тотальная перезагрузка. Просуществовавшее 14 лет долевое строительство будет упразднено, а застройщики перейдут на проектное финансирование объектов. Многие строительные компании не смогут вести свою деятельность за счет дольщиков на стадии котлована. Они будут вынуждены привлекать дополнительные активы за счет банков и под определенный процент. С вытекающими отсюда последствиями ориентировочные затраты строительных компаний вырастут на 15‑20 %, что прямо скажется на стоимости не только квадратного метра, но и скорости постройки объекта. Лидером строительного рынка в сегменте эконом по праву считается компания «Цитадель». Далее идет более плотная конкуренция, двери стандарт или средний сегмент, за который борются компании «Гренадер», «Алмаз», «Ника», «Город Мастеров», «Грифон», «СВД». Здесь на первое место становятся личные отношения, комплексный подход, сервис и гарантии, а также профессиональные решения и умение продавать свою продукцию.
Компании DIY заберут на себя львиную долю дешевого сегмента, как и в 2018 году, они остаются привлекательными в качестве витрины или рекламы, изучения покупательского спроса, планирования загрузки производства, демонстрации имени ведущих компаний.
Что касается розницы в целом? С каждым годом розничный покупатель становится все требовательней. Производители-продавцы, которые являются универсальными (гибкими), стараются все больше уделять внимания декору, классу замков, шумоизоляции, индивидуальному подходу, сервису. Покупатели четко разделились на две группы: те, кто хотят дверь как входной элемент, и те, кто воспринимает дверь как «лицо хозяина», которые в свою очередь готовы ждать любые сроки для исполнения своего каприза.
Что ожидать от розничных покупателей? В связи с экономически нестабильной ситуацией и общим повышением цен при прежнем уровне зарплаты. Розничный покупатель остановит выбор на сегменте эконом от 10‑15 тыс. рублей, при том, что за данную сумму покупатель будет более заинтересован дверьми с тройным притвором, двумя замками и царговой панелью, эти характеристики плюсом с эстетическими показателями сильно потеснят рынок дверей стандарт от 17‑22 тыс. рублей. В эконом сегменте по этой же причине, вероятно, будет наблюдаться прирост.
Что касается дверей премиум класса? В данном сегменте производителю придется предлагать свежие решения, например, новинки дверей с двумя МДФ панелями, более надежные системы замков известных производителей, большое внимание будет уделяться звуко- и теплоизоляции, но существенных изменений, в отличие от 2018 года, в продажах не будет.
Как и в прошлые годы, очень популярны двери с терморазрывом, убежден, 2019 год не будет исключением, производители будут предлагать новые виды отделок, всевозможные ковки, панели, декор, стеклопакеты, возможно, новые идеи по замкам, виды терморазрыва, нестандартные двери с терморазровом, двухстворчатые двери, на мой взгляд, были бы популярны.
Многие производители стали еще более тщательно выбирать поставщиков, на рынке полимерных порошковых красок это касается не только самой продукции, ее стоимости, технических характеристик, но и общего отношения, решения поставленных задач, производства краски «с перламутровыми пуговицами», а также решения вопросов логистики и предоставления лояльных условий оплаты.
Как и в 2018 году, в сфере строительства торговых центров и другой коммерческой недвижимости снижения активности, по нашему мнению, наблюдаться не будет, это связано с точечными застройками, удобством шаговой доступности, активной жилой застройкой прошлых лет, которая требует создания необходимой социально-бытовой инфраструктуры.