АЛЕКСАНДР ТИХОНОВ, директор «ДВЕРИМАРКЕТ» (Краснодар)
В целом, в 2018 году был прирост продаж в дверной отрасли, по отношению к 2017 году. На Юге России этот процент составлял от 5‑7 %.
При этом проблемы для розничной торговли Юга в ушедшем году были существенные.
1. Фабрики перестали соблюдать территориальную политику («Профильдорс», «Убертюре» и т. д.), вследствие чего нарастает демпинг.
2. Открылось много розничных магазинов в Краснодаре, разных форматов.
3. Сентябрь, октябрь — наблюдался спад продаж, но все компенсировалось в ноябре, декабре.
4. Застройщики стали продавать жилье с ремонтом от 70‑82 %, в котором двери ставят в ценовом сегменте стандарт — 5000‑6000 рублей, и улучшенной планировки — 10000‑11000 рублей, что, естественно, все больше оставляет розничный рынок без клиентов.
5. DIY-сети все больше осваивают рынок сбыта дверей, добавляют сервис, завозят более дорогой сегмент, тем самым отбирая «кусок пирога» у дверных лавок.
6. У многих розничных магазинов до сих пор нет своего сервиса, что сказывается на продажах.
7. Много продаж стало проходить по пластику (терминал), до 70 %, что все больше выводит бизнес на чистую воду и, соответственно, предполагает больше налогов.
В ушедшем году сильно укрепились на рынке Юга фабрики «Дверихолл», «Оптима Порте», «Профильдорс» («Свобода-центр»), «Дверной вопрос», «Торэкс», «Тандор» и «Двери регионов».
Вопрос — что будет дальше?
Думаю, что ближайшие два-три года дверные магазины начнут отмирать, и розничных магазинов будет на треть меньше. Кто выживет в данной ситуации? Тот, кто быстрее будет «переобуваться» в комплектацию стройобъектов и найдет выход ( договор с конкретной фабрикой дверей), а также от 7‑10 отделочников, или строителей, или дизайнеров — которые будут приводить клиентов.
Так что надо наращивать развитие сервиса, осваивать работу с застройщиками и прорабами. И искать выходы на хорошего и надежного поставщика.