Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
29.07.2019
Игорь Потехин, директор сети супермаркетов «ВДК.РФ»
Российская история рынка дверей Крыма началась в январе 2015 года, когда политически были разорваны взаимоотношения с производителями Украины. За эти 4 года событийный ряд изменений огромен. Многие хотели быть здесь, многие пробовали, многие еще думают, что смогут.
2015 год — первая половина 2016 года — период ЭКСПАНСИИ: встречное движение российских фабрик, оптовиков с крымской розницей и дистрибьюторами. Игроки меняли ассортимент, экспериментировали с форматами, искали свой путь. Это был рынок предложения. Время взаимопонимания между клиентом и продавцом, терпимость к обстоятельствам. Примечательно, что еще в 2015 году DIY магазины Крыма заключили контракты с ЗАО ПО «Одинцово» (Новоцентр, Добрострой), «Румакс» (Каиса), «Терра» (НоваПлоща) и монополизировали рынок дешевых дверей, в наличии и по сей день.
2016 (вторая половина) — 2017 год — период ЭВОЛЮЦИИ: розничные операторы сделали ставку на переоборудование магазинов в брендовые магазины, секции. Магазины активно предложили комплекс: входные + межкомнатные + фурнитура + замер + мастер для установки. Основными носителями были новые участники рынка, переехавшие в Крым, а также перенос опыта российских компаний на новых партнеров. Игроки пытались выстроить прямые партнерские взаимоотношения с производителем. Однако под воздействием экономической ситуации в стране потребитель начал отдавать предпочтение цене и срокам. Экономические интересы потребителя стали определяющими. На рынок успешно вышли региональные краснодарские дистрибьюторы, открылись склады и представительства непосредственно в Крыму. Розница стала переориентироваться на наличие товара в Крыму или возможность его получения из Краснодара в течение 7 дней.
2018 год — период СВЕРТЫВАНИЯ. Розница пошла путем упрощения процессов, сокращения затрат, сокращения количества поставщиков, ассортиментного ряда. Потребитель фактически «загнал» розницу в зависимость от 4‑6 крупных дистрибьюторов, лишь добавляющих друг друга товарной категорией или ценовым сегментом. Наибольший товарный остаток, еженедельная доставка в магазины, изменение товарной матрицы в стороны удешевления — вот те три кита, на которых сегодня строится массовый дверной рынок Крыма. В целом в 2018 году розница получила уменьшение объемов продаж порядка 10‑15 % и уменьшение торговой наценки. Большинство магазинов находятся в фазе постоянных трансформаций — одни образцы сняты, другие еще не установлены; на выставках много «музейных» дверей. Нет завершенности ни магазина, ни бизнес-процесса. Следует отметить, что экономическое давление на магазины оказали не только потребители с дистрибьюторами, но и объектный подрядчик. В основном все проектные работы и генподрядчики переместились за пределы Крыма, как и сами заказчики. Как следствие, на объекты поступают двери, приобретенные напрямую на фабриках или в представительствах по месту нахождения вышеперечисленных. В условиях выживания никто поддерживать и защищать новых партнеров не стал. Как итог, у многих магазинов нет возможности заниматься развитием и совершенствованием. Из брендовых салонов следует выделить сеть магазинов «Торэкс», доминирующую в интернете и полностью покрывшую географически Крым, а также качественное присутствие марок «Волховец», «Софья», «Меццо Порте», «Профильдорс». Брендовый сегмент пока имеет мало предпосылок к росту. Условия есть лишь в г. Севастополе, где рядом находится порядка 30 дверных магазинов, и входящий поток потенциальных покупателей позволяет сконцентрироваться на своем сегменте. В других городах — бренды в основном могут развиваться в мультибрендовых магазинах, уже обеспечивших себе хороший входящий трафик, но таких мало. Появление новых магазинов в рознице идет постоянно в формате 30‑100 кв. м. Как правило, магазины позиционируют возле группы уже имеющихся. Процесс этот постоянный, в одних и тех же помещениях одни бренды меняют другие, одни игроки замещают других. Открытие больших дверных супермаркетов в местах концентрации рынка невозможно из-за отсутствия необходимых помещений или дороговизны аренды. Открытие же обособленного супермаркета — проект среднесрочный, требующий возможности поддержания оборотных средств до момента вывода магазина на окупаемость, что весьма проблематично и рискованно в условиях общего падения выручки розницы.
Итак, на начало 2019 года дверной рынок Крыма — это олигополия оптовых складов в массовом сегменте: «ВФД» (межкомнатные двери: эмалевые, царговые, пленочные), «ЛайнДоор» (шпонированные двери), «КСМ» (входные двери «Феррони»), «Тандор» (межкомнатные и входные), «ОптимаПорта» (межкомнатные, царга), «Бульдорс» (входные), «Ключевое дело» (фурнитура), «КСК» (фурнитура). Продают всем подряд и образцы, и товар — и не важно, вложился ли в марку или просто взял каталог. Активно напрямую работают с застройщиками, подрядчиками строительных объектов. В целом для вышеперечисленных 2018 годуспешен: рост продаж как в натуральном, так и в стоимостном выражении, укрупнение доли рынка.
В 2019 году возникла необходимость в появлении системных дистрибьюторов, выстраивающих свою работу с оглядкой на экономические интересы розницы: географическая уникальность ассортимента, совместная согласованная ценовая политика, лояльная система замещения образцов при смене товарных приоритетов, серьезная совместная интернет-поддержка выбранных партнеров, ограничение количества операторов, полное запрещение продаж игрокам, не выполнившим программы представленности ассортимента. Легче это, конечно, сделать новым игрокам, но, возможно, под этим воздействием придется меняться и состоявшимся на рынке лидерам.