Эта статья относится к разделам: Аналитика
01.08.2019
Карен Аведикян, руководитель сети магазинов «Оптовик» (Краснодар)
Нет предпосылок к росту. Покупательская способность россиян падает. То, что в прошлом году стоило 10 рублей, сейчас обойдется в 13 14 рублей. Рынок требует удешевления. Производители начинают искать материалы, которые визуально выглядят так же, но стоят меньше.
Чтобы наращивать рыночные доли, их надо забирать у других — сектор не расширяется. Этот тренд сохранится.
Отзывается и ситуация в стройиндустрии. Происходит ужесточение требований к застройщикам, снижение их активности. А дверной проем — основной «источник» продаж. Сдают больше проемов? Вероятно, понадобится больше дверей. Обычно мы анализируем строительный рынок и прикидываем, сколько проемов нужно. Но сегодня непонятно, какова потребность.
Надеюсь, когда завершится процесс преобразований, девелоперы не станут строить меньше. И государство будет за этим следить. Нельзя, чтобы стройка остановилась и жилье стало совсем недоступным. Впрочем, в краткосрочной перспективе ситуация едва ли изменится. Россиянам будет только тяжелее.
Павел Третьяков, учредитель компании «Торэкс Ростов» (Азов)
Если в начале 2017 года в Краснодарский край с энтузиазмом входили новые игроки из других регионов, то в 2018 году энтузиазм пропал. Более того, были проведены сокращения и закрытия. Но появились новые энтузиасты и, желая перебраться в «теплые края» как жить, так и работать, они открывают новые магазины и планируют к открытию следующие. Откроются или нет, посмотрим в 2019 м. Потому что результаты 2018 года явно не оправдали ожиданий.
Уже несколько лет все говорят, что DIY забирают рынки. Я об этом тоже говорил. Но при этом у них дела тоже идут не так уж и радужно. «Касторама» уходит из России с миллиардными убытками. «Леруа» показывает прибыль. Это говорит о том, что нет формата, который будет гарантированно давать положительный результат. Все зависит от конкретной организации, а чаще всего даже от конкретного человека.
Алексей Птух, учредитель ООО «Пожметком» (Ростов-на-Дону)
По итогам 3‑х кварталов сохраняли целевые показатели по количеству, но, к сожалению, рентабельность удержать не удалось. Сильные колебания стоимости металла, фурнитуры и других материалов, используемых в производстве, внесли изменения себестоимости. Начиная со второго полугодия 2018 года прайс-листы пересматривали несколько раз, что нервировало как сотрудников, так и клиентов (заказчиков). Подстраиваясь под реалии происходящего в экономике, счета для оплаты выставляли для своих заказчиков с коротким сроком жизни. Новые договоры со своими заказчиками заключали с увеличенным размером аванса, срок отсрочки по выполненным работам и поставленному товару старались уменьшать.
Четвертый квартал просел по объемам производства. Утвержденные контракты оставались не проавансированными, согласование новых поставок растянулось во времени. Итог — падение показателей по выпуску на 21 % к показателям прошлого года.
Оксана Елистратова, руководитель «Лайн-Дор Юг» (Краснодар)
Прошедший год для рынка Юга России, на мой взгляд, был одним из самых тяжелых за последние десять лет, тяжелым в том плане, что товар, который всегда «продавал себя сам», приходилось реализовывать с невероятными усилиями, чтобы вытягивать запланированные показатели. Но несмотря на это, в процентном соотношении все субъекты Южного федерального округа, а также Республика Крым показали солидный прирост; подвел только Кавказ, показатели остались на уровне 2017 года, мое мнение — это связано с перераспределением дотаций внутри страны, как аргумент — реализация нашей продукции в Республике Крым и городе Севастополе по приросту валового оборота в год нарушает все экономические законы. Удивил город Краснодар, который сам по себе никогда особо больших показателей не давал, всегда активно торговала его агломерация. В 2018 году произошел резкий взлет в продажах в премиум сегменте шпонированных межкомнатных дверей. Но в целом дверной рынок региона ушел в низкоценовой сегмент, где в условиях жесткой конкуренции нужна минимальная цена для входа, что, соответственно, никаких суперприбылей для торгующих организаций не сулит. Ростов повел себя прямо пропорционально Краснодару, при увеличении валового объема продаж резко просела маржинальность, город даже с фирменных салонов торговал в основном продукцией ПВХ и металлом в «строительном варианте». Что интересно, пригороды Ростова данной тенденции не проявили, особенно в сегменте металлической продукции резко расширили линейку продаж. Как будто регион начал работать по принципу Москвы, вынося все торгово-строительные базы за границы города.
Алексей Курусин, директор филиала «Гефест» (Ростов-на-Дону)
В целом южный рынок входных дверей демонстрирует спад. Впрочем, это, наверное, общероссийская тенденция. Покупательский спрос упал. В 2018 году лидерство по объемам продаж в рознице сохранил эконом-сегмент. Люди становятся беднее и, конечно, предпочитают дешевые товары. А на Юге эконом популярен еще и потому, что многие покупают здесь жилье под сдачу: такие собственники стараются делать ремонт с минимальными затратами.
ОПТОВЫЙ РЫНОК: ВСЕ И СРАЗУ
Оптовый рынок входных и межкомнатных дверей также просел в 2018 году. И в краткосрочной перспективе нет предпосылок к росту: кто предложит самые недорогие варианты и организует бесплатную доставку — тот и победит. Уже не имеет значения, какой товар. Пусть хоть вся улица продает одинаковое, главное — низкая цена. В опте нет изысков. Характеристики дверей вторичны. Будущее за сервисами, бонусами и комплексными предложениями, которые в итоге дают… что? Правильно, экономию.
ЧЕГО ЖДАТЬ В 2019 ГОДУ?
Хотелось бы надеяться, что 2019 год принесет позитивные изменения в отрасль. Но ощущения противоположные. Максимум, что мы можем получить, — сохранение уровня 2018 года. На рынке царят упаднические настроения, «мы все умрем» и так далее. Но это лирика.
Что случится наверняка? Себестоимость товара вырастет. Материалы подорожают. Многие комплектующие везут из Китая, МДФ-панели — из Европы, все это не за рубли покупается. НДС, колебания валют — ничего сверхъестественного. Все подорожает. Но не всегда критично для потребителя. В экономе межкомнатная дверь стоила 5000 рублей, теперь будет стоить 6000 рублей.
Главные преобразования ждут производственный сектор: игроки увеличивают объемы и снижают затраты, а самые дальновидные вкладываются в новое оборудование, делают выбор в пользу роботов. Будущее за компаниями, которые смогут быстро изготавливать однообразный простой товар, чтобы держаться в цене. Ручной труд уходит в прошлое, такие фирмы закрываются. Рынок выдавливает «луддитов», тех, кто не развивается. Автоматизация, золотые головы, которые понимают, как работать в высокотехнологичном мире, — вот залог успеха.