Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
01.08.2019
Андрей Толмачев, руководитель направления «Двери», Simargl (Екатеринбург)
Находясь в сфере продаж межкомнатных дверей уже более десяти лет, так или иначе начинаешь замечать ее закономерности и давать обоснованные прогнозы. Тем более Уральский федеральный округ весьма интересный регион для анализа. На данной территории проживает примерно 8 % населения России, с доходами ниже, чем в Центральном федеральном округе. Однако конкуренция на рынке продолжает оставаться колоссальной!
Рынок межкомнатных дверей в УрФО, аналогично другим регионам, по типу конструкции распределен между следующими товарными сегментами: щитовые, царговые двери и двери из массива. До последнего кризиса 2014 года доли рынка между ними распределялись приблизительно следующим образом: свои предпочтения потребители, в большинстве случаев, отдавали щитовым дверям (50 % всего спроса), чуть реже шпонированным полотнам и дверям из массива (30 %). Царговые двери в ПВХ не пользовались популярностью и не рассматривались производителями как перспективный тип конструкции.
Однако после кризиса 2014 года доля царговых дверей в ПВХ кратно выросла, и они превратились в одну из самых востребованных моделей у конечного потребителя. Только в Свердловской области ежемесячно продается порядка 40 000 полотен. Сейчас рынок царговых межкомнатных дверей в УрФО делят между собой около 20 крупных производителей, лишь 5 из которых являются местными. Все местные компании при этом друг друга знают: мы нашли баланс и формально поделили между собой сферы влияния и ответственности. Но федеральные компании более агрессивны. Они не готовы легко пускать новых местных «игроков» и создают достаточно сильную конкуренцию для старых производителей, так как имеют ресурсы для демпинга.
Именно с 2014 года началось постепенное «вымывание» среднего сегмента. Он попросту перестал быть востребованным у конечного потребителя за счет резкого снижения покупательской способности населения. Средний сегмент продолжил свое существование лишь за счет крупных федеральных производителей и местных компаний, которые успели создать собственный узнаваемый бренд.
Большинство производителей царговых межкомнатных дверей «среднего» сегмента пошли по пути оптимизации и за счет удешевления материалов и комплектующих опустились в «эконом». Именно с этого момента начались основные проблемы. Те, кто решил подстроиться под изменения рынка максимально быстро, начали терять в качестве, потому что времени на «обкатку» новых технологических решений просто не оставалось.
Большой проблемой было и остается нарушение основных технологических процессов. Отсутствие надлежащего контроля за оборудованием приводит к многочисленным нарушениям на производстве. Некоторые изготовители, не желая терять своего времени, стали игнорировать планово-предупредительный ремонт, работая на износ. Как следствие такой работы станки ломались и заменялись на более дешевые, нередко подержанные аналоги. Несколько лет назад, работая в другой компании, я был свидетелем того, как простейший станок не могли приобрести больше полугода, работая все это время на неисправном!
Кроме того, на российском рынке многие производители игнорируют техническое несоответствие станков и расходных материалов. Часто при производстве полотен используют клей, не соответствующий техническим характеристикам линии окутывания. Для некоторых видов станков подходит определенный тип клея: расплав или дисперсия. Как результат его неправильного применения — появление излишков клея на деталях, которые ничем не убрать. Другая ошибка — неправильные температурные режимы при использовании клеящих компонентов. Немногие знают, например, что необходимо использовать разный клей для разных видов пленки ПВХ, если вы работаете с этим покрытием. Более толстые пленки требуют использования клея-расплава, когда для более тонких пленок подходят как расплавы, так и дисперсия. Нежелание разбираться во всех тонкостях производства приводит к потере качества.
Еще одна проблема, которая напрямую связана с предыдущими, — это отсутствие квалифицированных кадров. Постоянная текучка персонала и нежелание растить собственных специалистов часто приводит к грубым нарушениям ОТК или его полному отсутствию. Самыми частыми ошибками, которые видны невооруженным взглядом, стали: «бахромистые» края, щели между стыками, неровная и ненадежная конструкция двери.
Прикрывая свои недочеты качественным маркетингом и ранее раскрученным брендом, недобросовестные производители смогли пережить кризис, однако сейчас столкнулись с новой проблемой. Теперь потребитель хочет видеть хорошие эксплуатационные характеристики реального дверного полотна, а не просто красивую картинку в интернете.
Кто‑то смог избежать этих проблем или избавиться от них, а кто‑то нет. Мы, например, обошли сложности стороной за счет дочерних компаний, которые поставляют нам надежное оборудование и комплектующие к нему. Так или иначе, за 2017 – 2018 годы рынок постепенно начал преодолевать последствия кризиса. Ситуация стабилизируется, и мои партнеры уже косвенно подтверждают, что им интересно получить именно качественный продукт в хорошем исполнении.
Следующие 5 – 6 лет, я уверен, наиболее популярными моделями межкомнатных дверей останутся царговые двери, за счет разборных деталей, практичности, небольших сроков изготовления, ремонтопригодности и универсального дизайна. Их развитие на рынке УрФО наиболее перспективно, если учитывать максимальное соотношение цены-качества.
А в покрытии экошпон (ПВХ пленка) царговые двери, в недалеком будущем, превратятся в предмет интерьера, если производители начнут использовать нестандартные текстуры и цвета покрытия. И это не удивительно. Раньше дизайнеры работали в сегменте «премиум», реже — в «среднем». После кризиса 2014 года им тоже пришлось подстроиться под потребителя. Теперь многие дизайнеры ушли в «эконом» и очень неплохо с этим справляются. Спрос на царговые двери среди дизайнеров уже есть, это я могу подтвердить исходя из собственного опыта.
Сейчас, как руководитель направления, я рад, что наблюдается изменение динамики рынка. Мы можем предложить оптимальный вариант соотношения цены и качества и уже способны конкурировать с федеральными компаниями.
Рынок межкомнатных царговых дверей развивается: качество дверных полотен растет, появляются новые декоры и интересные технологические решения. Я думаю, будущее в этом сегменте останется за тем, кто сможет придать «эконом» сегменту элементы «премиума», максимально оптимизировав все производственные процессы.