Эта статья относится к разделам: Аналитика
02.08.2019
Михаил Белогов, генеральный директор компании «БЕАР» (Калининград)
Шел 2019 год. В стране, как обычно, были не лучшие времена. Доходы населения падали. Дверные производства выживали, как могли. На экономику страны давили международные санкции. В это время в западном форпосте РФ, окруженные недружественно настроенными европейскими государствами, бились за выживание представители дверного бизнеса. Калининградская область — это небольшой регион, с населением около 1 миллиона человек, расположенный между Польшей и Литвой. В этой статье я попытаюсь рассказать вам свое виденье рынка комплектации дверьми объектов строительства в нашем регионе.
Выделим два сегмента
Первый — это комплектация объектов промышленного и коммерческого назначения, а также общественные здания (гостиницы, торговые центры, промышленные объекты, муниципальные учреждения, медицинские и образовательные учреждения, объекты Министерства обороны). На этом поприще работают всего несколько компаний. Двери на объекты такого рода используются в основном со специальными характеристиками, такими как огнестойкость, дымогазонепроницаемость, герметичность, звукоизоляция и прочие требования.
Деревянные изделия со специальными требованиями, как и раньше, изготавливают всего несколько заводов в РФ. Мне известны такие, как RDC, «Кредо», «Краснодеревщик», WalterHolz и несколько других, менее известных. БКТ из дружественной Белоруссии, периодически участвует в тендерах напрямую или через кого‑то из партнеров. Зарубежные производители, такие как финский Jeld-Wen или польская Porta, создают не сильную конкуренцию. Например, Jeld-Wen бывает прописан в дизайн-проектах сетевых отелей, но из‑за высокой стоимости и отсутствия специалистов на месте, заказчик, как правило, выбирает кого то из местных поставщиков или заключает контракт на прямую с производителем из РФ. Portа и другие польские производители востребованы на небольших объектах, где требования к сертификатам и прочим разрешительным документам — минимальны. Два имеющихся местных производителя не особо активно занимаются проработкой домашнего региона. Одна из главных причин их неактивности, по моему мнению, — это то, что на такие объекты, как правил, ищут поставщика с комплексом товаров и услуг (двери разных типов, которые обычно производятся на разных производствах). Также работа с такими объектами требует очень глубокой проработки техдокументации и затягивается на долгое время. Производители хотят получать готовые спецификации с понятными требованиями. Объем рынка по специальным деревянным дверям оцениваю как очень маленький. Я думаю, это связано с тем, что многие проектировщики совершенно несведущи в дверном деле. Большинство техдокументации выдается в работу без четко сформулированных требований к дверям. Но рынок растет довольно большими темпами. Этому также способствуют представители компаний-продавцов этих самых дверей со спецхарактеристиками. В настоящий момент рынок «деревянных» дверей в исполнении, пригодном для использования на объектах такого рода (пластик hpl, стальные и алюминиевые коробки, каркасы из твердых слоев древесины, спецзаполнение), оцениваю всего в 500 единиц в месяц, но стоимость дверей от 25 000 за штуку.
Металл. На рынке технических и специализированных металлических дверей немного другая ситуация. На рынке противопожарных и технических дверей без специальных требований очень хорошо себя чувствует представитель немецкого концерна HÖRMANN с большим складом противопожарных дверей и дверей технических из металла 0,6 мм. Помимо них на рынке представлены двери воронежских и белгородских производителей противопожарных и технических дверей. Их отличительная особенность — это стоимость 7‑7,5 тыс. за блок на заводе и коммерческая тайна, распространяющаяся на конструктив. Двери со спецтребованиями поставляются с российских узкоспециализированных заводов. Сам рынок строительства в этом сегменте невелик. Я думаю, что металлических дверей на объекты такого назначения продается около 1000‑2000 штук в месяц. Ценообразование в диапазоне от 10 000 за техническую дверь до 200 000 за дверь герметичную.
Комплектация объектов строительства многоквартирных домов
Тут сложилась такая ситуация. Рынок был монополизирован компанией «Форпост» больше 10 лет. Все входные квартирные и противопожарные двери закупались у единственного поставщика в связи с отсутствием конкуренции. До 2015 года большинство многоквартирных домов сдавались жильцам с дверьми китайского производства. Дверь из металла 0,3 мм. С 2015 года требования к дверям стали меняться. Строители стали повышать бюджет и искать что‑то более надежное и симпатичное. На рынке города появились несколько компаний, представляющих «Цитадель». Небольшой кусок пирога у «Форпоста» им удалось откусить, но в скором будущем компания «Цитадель» решила зайти в регион более плотно, и открыла в Калининграде региональное представительство. С 2015 года средняя стоимость двери для объектов такого типа росла довольно быстро.
В настоящий момент рынок делится следующим образом. Большинство строителей, которые работают на рынке региона более 10 лет, по‑прежнему сохраняют верность компании «Форпост», но цена двери выросла, теперь составляет от 5 до 9 тыс. руб. за блок без монтажа. Многие рассматривают аналоги, но в этом ценовом диапазоне кроме «Цитадели» и «Ченфенга» вариантов немного. Дома премиум-класса все чаще комплектуются нормальными дверьми. Ценовой диапазон 25‑35 тыс. руб. В этом сегменте нет лидера. Часто заказчики выбирают модель двери в розничных салонах и раскидывают знакомым поставщикам просьбы предложить что-то подобное. К сожалению, проработанные дизайн-проекты с утвержденными требованиями и внешним видом встречаются очень редко. Видимо, одна из причин — это устоявшееся мнение дизайнеров и архитекторов о том, что дверь нельзя разработать, а можно только выбрать. Также я встречал много объектов, на которых внешняя архитектура разработана профессиональными архитекторами, а дизайн общественных зон оформлен в соответствии со вкусом владельца компании-застройщика и дублируется на все объекты, которые возводит данная компания. Строительным компаниям стало понятно, что в случае замены жильцами входных дверей рушится концепция дизайна в местах общего пользования, а также остаются следы замены дверей, что негативно сказывается на общем виде подъезда и, соответственно, ставит под сомнение элитарность объекта. Тут подрядчикам нужно решить сразу несколько задач. Качество двери должно быть приемлемо для потенциального покупателя элитной недвижимости. Внешний вид должен соответствовать дизайну общественных зон. Не так давно начал подниматься вопрос: что делать покупателю недвижимости, если внутренняя панель двери не соответствует дизайну помещения. На мой взгляд, единственно правильный выход из этой ситуации — это входная дверь со сменной внутренней панелью. К сожалению, не много производителей озаботились данной проблемой. На моей практике встречались случаи, когда монтажникам приходилось разбирать двери вплоть до замены внешней панели.
Рынок металлических входных дверей, предназначенных для комплектации многоквартирных домов, судя по статистике Министерства строительства о вводе в эксплуатацию, равен 1000 дверям в месяц. Это количество дверей, которое закупают строительные организации для сдачи домов. Тут ценообразование следующее. Около 500 дверей — это совсем дешевый Китай, с продажной ценой около 4000 руб. Еще 400 — это двери в цене 7000 – 12 000 рублей, оставшиеся 100 — это премиум, с ценой около 25 000 рублей. Технические и противопожарные в этом сегменте — это всего 100‑200 дверей в месяц. Вот таким я увидел рынок комплектации дверьми объектов строительства в Калининградской области в начале 2019 года.