Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Аналитика

11.11.2019

БЕЛОРУССКИЙ ДВЕРНОЙ РЫНОК отличает малая степень динамизма

Игорь Леньков, руководитель отдела корпоративных продаж BELWOODDOORS

Примерный объем рынка дверей в Беларуси в 2019 году составит 2 100 000 – 2 200 000 дверей. Республика стабильно показывает рост ВВП, растет индекс развития инфраструктуры, однако на этом фоне строительство коммерческого жилья снизится на более чем 5 %.

Такой поворот выглядит удивительным на фоне декларирования о поддержке строительного сектора. Вывод лишь один — стоимость среднего квадратного метра коммерческой недвижимости будет расти, что окажет непосредственное влияние в том числе на рынок дверей — будет наблюдаться снижение закупочной стоимости дверного блока.

Объектный рынок Беларуси оценивается в 300 – 315 тыс. дверных блоков. В денежном выражении это примерно 120 млн рублей, если использовать среднюю оценку дверного блока по данным государственных закупок за первое полугодие 2019 года. Ориентированность дверного рынка на экспорт (более 50 % дверей в Беларуси уходит на экспорт), а также перспектива удешевления среднего дверного блока еще более подтолкнут производителей в сторону соседних рынков сбыта. Это в свою очередь приведет к тому, что «играть» на рынке останутся лишь крупные предприятия, имеющие запас финансовой стабильности (он будет необходим, ведь специфика государственных закупок в Беларуси — отсутствие предоплаты и длинное плечо реализации объекта).

Если взять рынок деревянных или комбинированных дверей для объектов, т. е. именно тот сегмент, на котором специализируется компания BELWOODDOORS, то 30 % от объектного рынка — это двери из цельного или трубчатого ДСП (из которых, в свою очередь, 15 %, или 13,5 тыс. шт., — двери противопожарные, рентгенозащитные, противовзломные), 65 % — двери с сотовым наполнением. Если учесть, что среднюю маржинальность в 22 – 27 % в рынке объектных дверей производители захотят сохранить, то будет происходить сдвиг указанного соотношения в сторону увеличения количества дверей с сотовым наполнением, т. к. именно здесь можно будет достигнуть цели снижения стоимости среднего дверного блока. Специализированные двери останутся в своей обычной цене, т. к. их «рынок» жестко защищен сертификатами и необходимостью применения специальных материалов.

Структура рынка объектных дверей по отраслевому делению выглядит следующим образом (указаны отрасли, самые интересные для производителей объектных дверей):

— коммерческая недвижимость (бизнес-центры, торговые центры и пр.) — 26 %;

— административная не­дви­жимость — 6,3 %;

— учебные заведения — 10,5 %;

— здравоохранение — 4 %.

Данные объекты недвижимости интересны для комплектации именно тем, что есть возможность применения сотового наполнения, простой деревянной коробки, простейшей, а значит, самой дешевой фурнитуры. Это влечет за собой возможность уменьшения себестоимости и сохранения маржинальности. Отрицательная сторона такой политики — резкое снижение качества дверей. Если полнотелая дверь тянет за собой применение качественной фурнитуры из‑за ее веса, использование металлической коробки или коробки из твердых пород древесины, то «сотовое» полотно открывает рынок так называемым «фантикам».

Данный вывод подтверждается цифровыми фактами. Так, если в 2016 году комбинированными дверными блоками было оборудовано 37 % от всего объема объектных потребностей, то в 2017 году это уже 21 %, в 2018 – 14 %. При средней разнице в цене между комбинированным и деревянным дверным блоком в 30 – 35 % мы наблюдаем резкое снижение продаж на рынке Беларуси продукта класса «средний +» и уход рынка в сегмент «эконом». Таким образом, мы видим, что объем строительства в Беларуси снижается почти на 5 %, в том числе в объектном строительстве. Качественный продукт уступает место дешевому, так что доля дверных блоков в 23 % подешевеет в затратах в среднем на 32 %, т. е. в общем объеме производители снизят себестоимость на 7 – 8 % и увеличат свою маржинальность при сохранении цен на рынке для конечного заказчика. Естественно, уход в эконом сегмент повлечет уменьшение среднего чека, но будет ли это уменьшение сопоставимо с цифрами 7 – 8 %, покажет итог 2019 года. Пока очевидно то, что средний чек не падает, и обусловлено это, как уже было отмечено, увеличенными сроками реализации объектов и сложным государственным финансированием, что заставляет производителей включать в стоимость валютные и временные риски.

На рынках стран СНГ наблюдается рост среднего чека в объектных продажах в Казахстане, России, Азербайджане, Туркменистане. Именно эти страны становятся наиболее популярными среди компаний-экспортеров дверей резидентов Беларуси. Эти рынки поглощают наиболее качественный продукт, что еще в большей степени подстегивает развитие строительной отрасли, и мы именно его и наблюдаем в указанных странах. В Беларуси же на фоне уже наметившегося сокращения объемов строительства и помощи отрасли только за счет государственного регулирования, а также из‑за примитивной системы государственных закупок будет наблюдаться падение качества «дверного» продукта с очевидной и нормальной целью сохранения маржинальности.

Комментарии:

Александр Сивец, директор «ПартТорг» (Минск)

Из анализа статьи по количеству объектных дверных блоков и их стоимости — следует, что стоимость одного усреднённого блока составляет 400 рублей Сомневаюсь в правильности расчётов, объясню почему. Большинство заказов проходит через процедуры переговоров и тендеров, где во главе всего стоит их стоимость. Так вот, вся социалка закрывается дверными блоками по цене от 120 до 200 рублей, а это основная масса всех дверей. Если не брать в расчёт небольшое количество блоков премиум сегмента, у нас остаются комбинированные и двери с деревянной коробкой, чаще всего в комплекте с добором и наличником, стоимость которых в последнее время составляет порядка 600 рублей. И эта цена сформировалась не оттого, что просел рынок, а из‑за жёсткой конкуренции совсем небольшого количества участников рынка. В большинстве случаев участники торгов выигрывают тендеры с минимальной для себя прибылью, а бывает и в убыток, чтобы не останавливать производство. Чем‑то выделиться от конкурентов и предложить это новшество заказчику или проектировщику уже сложно, так как дверь не автомобиль и выпадающие пороги, кромка ПВХ, отбойные полосы из нержавейки уже научились делать все, поэтому выделиться можно только ценой, сроками изготовления и отсрочкой платежа.

Обращать внимание, как пишет автор, на то, что внутри дверного блока, ДСП или сотовое заполнение — не стоит. Привязывать к этому фурнитуру — вообще некорректно. Если ты идёшь на тендер, где прописана сметная стоимость продукции — чаще всего в эту стоимость ты и обязан войти. И никто из покупателей не будет вникать в детали комплектации и материалов для изготовления этих блоков — если это не прописано в техническом задании. Кстати, на рынке объектных дверей фурнитура давно выбрана временем и ограничена несколькими моделями и устанавливается она как на облегчённые блоки, так и на блоки со сплошным заполнением. Обособленно от всех стоят двери для медицинских заведений. Уже много лет проектировщики закладывают в проекты комбинированные блоки с облицовкой HPL пластиком толщиной от 0,8 до 1,0 мм, в комплекте с коробкой из оцинкованной стали. И попытки переубедить как заказчиков, так и проектировщиков применить что‑нибудь альтернативное, как правило, ни к чему не приводят.

Я бы поспорил с автором про ухудшение качества «дверного продукта». На мой взгляд, если не брать социальные объекты, которые комплектуются самыми дешёвыми блоками (хотя и их качество улучшилось), то качество продукции выросло однозначно. Я выше говорил, что проектные организации при проектировании прописывают такие мелочи в техническом задании, что дверь не может быть плохой. А если это частный объект, то будьте уверены, что двери будут надлежащего качества.

По поводу будущего за крупными предприятиями: думаю, рынок объектных дверей даст возможность прожить разным производителям. Проблема крупных в том, что они неповоротливы. Сроки — их беда (если это не складская программа), чуть нестандарт — беда, что‑то изменить в процессе работы —опять беда и т. д. Им очень удобно работать на рынке жилья — большие объёмы, стандартные размеры, всё нормировано и нет проблем. У средних предприятий всё проще. Они реально коммуникабельнее, и перечисленное выше для них обычная работа. По срокам изготовления нестандартных изделий они тоже дадут фору.

Большой вопрос в получении заказа — это отсрочка платежа. В последнее время эта опция частенько прописывается в условиях тендеров. Я бы не сказал, что на отсрочку идут только крупные предприятия. Каждые торги индивидуальны. Если кто‑то рискует и соглашается работать без предоплаты — то чаще всего это победитель торгов, но и обладатель возможных проблем.

Алексей Войтехович, эксперт

Белорусский дверной рынок отличает малая степень динамизма. Думаю, автор допустил где‑то математическую ошибку при оценке емкости рынка в 2019 году. Не видно предпосылок выйти на цифру больше 800 000 дверей вместо задекларированных 2 100 000 – 2 200 000. И даже это прогноз скорее оптимистичный.

Артем Бинда, заместитель директора по развитию и продажам «Двери Оптом Запад»

Также хочется отметить, что сегодня на рынок дверей РБ очень плотно стремится продукция из РФ, не уступая в качестве и цене с учетом логистики. Вот и получается, что двери из РБ в странах СНГ занимают сегмент выше среднего и премиум, а двери из РФ в РБ очень плотно занимают сегмент ниже среднего и эконом.

Дмитрий Харитонов, руководитель «Халес»

С цифрами спорить сложно. Остается только согласиться, да, из‑за бедности и из‑за особенностей тендеров и закупок в РБ белорусским застройщикам достаются недорогие и не самые лучшие по тех. характеристикам и комплектации двери.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group