Эта статья относится к разделам: Аналитика
13.11.2019
Елена Колесникова, руководитель «Дом Дверей» (Лиски, Воронежская область)
Ситуация на дверном рынке Воронежа и области мало чем отличается от ситуации в других регионах. Рынок перенасыщен, предложение превышает спрос.
С арены Воронежа ушли крупные розничные продавцы, имевшие сеть салонов по городу. Они не справились с быстрым развитием мелкой розницы, которая в условиях кризиса оказалась более мобильной. Мелкая розница смогла быстро среагировать и изменить ассортимент, у нее не было больших складских остатков, раздутого штата сотрудников и огромных расходов на содержание торговых и складских помещений.
Мелкая розница, которая представлена небольшими магазинами или отделами в специализированных торговых центрах, получила толчок к развитию в 2010‑2012 годах, на волне ажиотажного спроса на двери. Только ленивый не продавал двери в этот период. Плюс появились региональные представители заводов, имеющие складской запас, и оптовые продавцы, с хорошим ассортиментом и запасом металлических и межкомнатных дверей. Двери продавать стало легко: купил на Остужева — продал на Холмистой, и думать не надо. В 2011‑2013 годах все дружно продавали двери чебоксарских и ульяновских производителей, а в настоящее время все те же продавцы поменяли вывески на «Профильдорс».
Я думаю, что проблема одна и та же у всех, и у производителей, и у оптовиков, и у розницы: все продаем одинаковые двери в одинаковых магазинах, конкуренция свелась к копированию и демпингу. Попытки отличаться от других заключаются в придумывании «своих» дверей, несколько предпринимателей объединяются и размещают заказ на производстве где‑нибудь в Коврове или Чебоксарах. Так появляются новые «бренды» на месяц или год.
Формат дверной розницы Воронежа включает в себя несколько вариантов:
1. Крупный строительный центр «ЛеруаМерлен», их уже два в Воронеже.
2. Местные сети, продающие строительные материалы, в ассортименте которых присутствуют двери, такие как «Лидер» и «Квартал», которые работают оптом и в розницу.
3. Оптовые продавцы дверей, открывающие свою розницу, например, «Верда-Воронеж» и «Двери мебель.ком».
4. Предприниматели, имеющие несколько небольших торговых точек под одним именем, разбросанных по городу.
5. Отдельного внимания заслуживает «Ярмарка» на Холмистой, «Ярмарка» на Донбасской и Пешестрелецкой. Множество мелких дверных точек группируются в местах, где продаются разные строительные материалы, большая проходимость людей и низкие затраты на рекламу: покупатели курсируют толпами из корпуса в корпус, из отдела в отдел. Главное — удержать покупателя у себя.
6. Монобрендовые салоны «Рада», «Волховец», «Александрийские двери» и другие.
Немного об ассортименте: на сегодня каждый уважающий себя дверник имеет в ассортименте и металлические, и межкомнатные двери.
Межкомнатные двери представлены следующим образом:
1) Двери эконом-эконом — каркасные с ламинированным бумажным покрытием и царговые, покрытые текстурированной бумагой.
2) Царговые, но уже с ПВХ и РР покрытием, с более качественным погонажем.
3) Щитовые и каркасные фрезерованные двери с ПВХ покрытием, количество моделей возможных цветов и текстур приводит в замешательство даже самого взыскательного покупателя.
4) Совсем немного шпонированных дверей эконом и среднего сегмента.
5) Двери в эмали от эконом до среднего плюс.
6) Двери из массива — производства Йошкар-Ола и Беларусь.
7) Интерьерные двери сегмент средний плюс и дорогой для разнообразия.
Металлические двери представлены аналогичным образом:
1) 2‑3 модели эконом с толщиной полотна 50‑60 мм и простейшие замки за 8000‑10000 руб.
2) 3‑5 моделей с толщиной полотна 70‑75 мм с царговыми внутренними панелями за 10000‑15000 руб.
3) 3‑5 моделей с толщиной полотна 80‑100 мм металл-панель и панель-панель с накладками, повторяющими внешний вид межкомнатных дверей, за 15000‑20000 руб.
4) 2‑3 модели с техническими или дизайнерскими наворотами: ковки, терморазрывы, суперзамки, супердизайн.
Одинаковая товарная матрица и у оптовиков, и у розницы как по модельному ряду, так и по техническим решениям. Зачастую один и тот же производитель делает двери для конкурирующих продавцов, только одним синие, а другим такие же, но в горошек.
Рынок дверной фурнитуры уже несколько лет делят между собой два крупных оптовика, во всех торговых точках одинаковые стенды с ручками, но цены варьируются: кто‑то, прогибаясь в цене на двери, пытается заработать на ручках или дарит ручки, вкручивая их стоимость в цену дверей.
Я думаю, что проблемы на сегодня у всех розничных продавцов одинаковые: низкая покупательная способность населения, перенасыщение рынка дверьми и их продавцами, одинаковость ассортимента, нездоровая конкуренция, заключающаяся в копировании и демпинге и самое обидное, что покупатель стал обесценивать двери для себя, они стали выбираться и покупаться по остаточному принципу, на что хватило денег.
Но я люблю свою работу.
Комментарии:
Сергей Таранов, руководитель отдела продаж «Браво» (Москва)
Дверной рынок Воронежа перенасыщен уже лет 15, а то и 20. При этом местных жителей почти не прибавляется, отсюда и такие выводы. Местные сети будут существовать бесконечно, «пришлые» станут «ушлыми»!
Александр Бирюков, директор московского представительства ГК «Океан»
С учетом количества населения и насыщенности этого рынка, мне было бы любопытно сравнить количество салонов на душу населения с другими городами. Жаль, что нет данных, за счет каких рекламных ходов или других фишек продвижения держатся местные ребята. Есть ли новые сетевые игроки или другие персоны, которые задают тон, кроме DIY. И главное, как видит будущее местного рынка на протяжении года и в чем конкретно видит залог успеха. Пока ситуация выглядит как жесткое разделение брендовых салонов и огромной части мультиков, работающих в жесткой конкуренции между собой и сетевыми монстрами. Опять же, есть склады производителей, и как они отразились на рынке продаж, как с точки зрения автора это способствовало росту или стабилизации продаж одноименных салонов.