Эта статья относится к разделам: Аналитика
13.11.2019
Владимир Ветров, руководитель DabasDesign (Рига, Латвия)
Речь пойдёт о межкомнатных дверях в основном эконом и эконом плюс сегментов. В Латвии не используют термины «омниканальность», «воронка продаж», «лэндинг» и т. д., у нас всё просто и скромно. И тихо. Возможно, тем производителям, которые хотят быть представленными в Латвии, эта заметка поможет правильно оценить ситуацию. Извините, если кого‑то из производителей забыл представить или какая‑либо информация была не точной.
Для начала нужно понять, о каком регионе будет вестись речь. Регион — страна, а для кого и до сих пор республика Латвия. Согласно официальным данным, сейчас население Латвии равно 1 913 900 человек. В Риге — столице Латвии — проживает 641 тысяча жителей. Динамика прироста населения отрицательная. С момента вступления в Евросоюз в 2004 году страну покинуло 425 тысяч человек, вернулось только 85 тысяч. По оценке ООН, к 2100 году население Латвии составит 1,114 миллиона человек. Причины такого резкого сокращения — эмиграция и низкая рождаемость. Средняя заработная плата после уплаты налогов в 2018 году составила примерно 780 евро.
На таком фоне и разворачивается борьба за клиента. Например, во втором по величине городе — Даугавпилсе с населением в 85 тысяч человек (в 1992 году 128 тыс.) последний новый многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию в 2007 году. В Риге в 2018 году было построено около 1500 новых квартир.
По сегментам нет ничего необычного. Розничный рынок очень похож на рынки стран постсоветского пространства. Есть несколько крупных импортёров со складами до 15 тысяч дверей. Нужно брать во внимание, что импортёры также активно продают в соседней Литве. Основные импортёры в Латвии — компании «Продекс», «Стамарс», «Нова Балт» (фирма литовская, но активно работающая на латвийском рынке). Вот эти три игрока, на мой взгляд, и определяют ассортимент DIY сетей латвийского масштаба (за исключением двух основных, об этом ниже), мелких и средних офлайновых магазинов. На рынке присутствуют местные производители, но они работают в сегментах, если это сосновые двери, то цена комплекта от 250 евро, шпон от 400 евро. Продажи ориентированы на западный рынок. Они представлены только в своих местах производств. Про интернет-торговлю дверьми ничего сказать не могу, её нет. Интернет-страницы, социальные сети компании используют как информационное поле. Реальные сделки проходят в офлайне, онлайн — хорошая площадка для изучения предложения. В онлайн-магазинах, как пример www.prof.lv, двери представлены, но предположу, что двери там покупают строители, которые уже работали с конкретными позициями. Так вот, если подытожить, то существуют основные импортёры со значительными складскими остатками, которые в основном и формируют ассортимент мелкой и средней розницы и DIY (без основных двух). Бренды импортёров: «Брама», «Омиc», «Новый Стиль» (все Украина); «Белвуддорс», «Виларио», «Исток», «Лоза» (все Беларусь); «Ржевмебель» (Россия), «Мадепар» (Бразилия). Российских производителей мало, они ориентированы на внутренний рынок, и второе — это большая волатильность рубля, что несёт большие риски в случае укрепления рубля, когда у производителя контракт в евро или долларе. Основной игрок российского рынка «Профильдорс» в Латвии представлен розничным магазином, но имя бренда местным покупателям ни о чём не скажет. Больше «Профильдорс» развит в соседней Литве, благодаря дочерней фирме «Юркаса» «Белиде». Всё‑таки от Минска до Вильнюса всего190 км.
Сейчас отдельно о двух основных игроках рынка DIY в Латвии. Отдельно потому, что они также являются импортёрами и имеют ассортимент, отличный от всех остальных. DEPO DIY- сеть, владельцами являются латышские предприниматели, самый сильный игрок, в том числе и в торговле дверьми среди всех розничных магазинов. Представлены бренды «Белвуддорс», «Псковская Дверная Фабрика», «Брама», «Поставский Мебельный Центр», «Ржевмебель», «Омиc», «Мадепар», «Прима Порта», Verda (Одинцово). Большинство брендов сеть импортирует самостоятельно. Вторая сеть, работающая под брендом «К-Сенукай», принадлежит финско-литовской фирме KeskoSenukai. Сеть тоже является импортёром, но нет такого набора брендов, как в «Депо», ассортимент намного меньше. Из представленных брендов «Поставский Мебельный Центр», «Омиc», «Ладора» («Лесплитинвест»), «Белвуддорс». Местная сеть «Курши» широко представлена в регионах Латвии, ассортимент дверей достаточно широкий, но выставлены только образцы и работа ведётся под заказ со складов оптовиков. Выделить ещё можно сеть «Круза», представлена в Риге и два магазина в регионе. В Латвии нет монобрендовых магазинов (есть только магазины металлических дверей «Торекс», выдержанные в корпоративном стиле), нет даже фирменных секций. Был монобренд «Белвуддорса», но закрылся. Здесь нет «Дариано», «Волховца», «Софьи». Этот сегмент закрывают местные мелкие производители и один крупный по местным меркам «Реатон», ориентированный на проектную торговлю. Связано это всё с тем, что рынок очень маленький, конкуренция слабая, население страны постоянно уменьшается. Широко здесь не развернёшься. Если брать для экспансии три страны — Литву,Эстонию, Латвию, это примерно 5,5 млн населения, то по цифре вроде бы интересно, но как единый рынок рассматривать сложно. У каждой страны есть своя специфика. Если разбирать средние цены в DIY рознице и дверных лавках по покрытиям, то получается такая картина: бумага стоит 40 – 65 евро за комплект. Комплект — это полотно и коробка. ПВХ, ПП — 75 – 155 евро за комплект. Шпон 100 – 160 в Depo DIY и 100 – 350 в остальной рознице. Есть, как я и говорил выше, местные производители, ориентированные на западный рынок, которые делают двери из массива, шпонированные двери. Цены там начинаются от 400 евро за комплект. Как пример, в Stali.
Такая примерно картина получается сегодня на латвийском рынке. Перспектив для развития чего-либо, ориентированного только на местный рынок, я не вижу.