Эта статья относится к разделам: Аналитика
14.11.2019
Александр Тупоногов, руководитель отдела продаж «Интекрон» (Йошкар-Ола)
Ожидания… оправдались
Начало и первая половина года у производителей Йошкар-Олы были заполнены заказами, в зависимости от их клиентской базы и типов производимых дверей. Кто‑то пополнял складскую программу, кто‑то ориентировался на ежедневные заказы от клиентов.
Первый квартал 2019 года и даже апрель дали возможность поработать почти всем производителям в полную силу, и это очень хороший показатель в невысокий сезон!
Резкий спад спроса на стальные двери производители ощутили в мае — июне, и это объясняется следующими причинами: 1) в розничных салонах продаж дверей стало существенно меньше покупателей, и торговые центры стояли совершенно пустые; 2) оптовые продажи снизились, поскольку массовых строек в стране еще не наблюдается.
У большинства йошкар-олинских дверников объем работы резко снизился почти в 2 раза, и некоторые производства перешли на 3- или 4-дневную рабочую неделю. Несколько компаний на время остановились.
Если сравнивать ситуацию с аналогичным периодом прошлого года, то наблюдается смещение и резкие скачки спроса. По словам самих производителей, все верят, что в 3 и 4 кварталах объем заказов вернется в привычное русло и загрузка производств будет на все 100 %.
В целом изменение покупательской способности населения принесло в наш бизнес высокую неопределенность, и стало гораздо труднее строить планы на завтрашний день.
Стоит отметить активное развитие на территории Йошкар-Олы самого крупного производителя дверей — завода «Феррони», где объемы производства достигли 50 – 60 000 дверей в месяц. И это ощутимо ударило по производителям эконом сегмента дверей не только в Йошкар-Оле.
Всего на сегодняшний день в Республике Марий Эл работает 86 производителей входных металлических дверей: 2 из них очень крупные, с объемами производства до 20 000 и 80 000 дверей соответственно, 3 — крупные, с объемами производства до 7 000 дверей в месяц. 10 производств — до 3 000 дверей, остальные могут изготавливать до 800 дверей, 12 — это индивидуальные предприниматели формата небольшого гаража с объемами до 50 дверей в месяц.
Сегменты, в которых работают производители Йошкар-Олы: от эконом до элитных дверей. Налицо оптимизация производств, поиск новых покупателей и рынков сбыта. Все больше чувствуется конкуренция по всем видам дверей в стандартных размерах.
Так называемые «строительные двери» заполонили рынок от двух крупнейших производителей, в основном, конечно, лидирует завод «Феррони».
Стоимость дверей в опте по сравнению с прошлым годом практически не изменилась: цена на «хлопушки» начинается от 5 500 руб., на технические и противопожарные двери варьируется от 8 500 до 10 000 руб. (исключение — п / п двери завода «Феррони» — 6 700 руб. / шт. были представлены на выставке Мосбилд в апреле 2019 г.), двери эконом-сегмента — от 7 000 до 10 000 руб., эконом плюс — от 10 000 до 16 000 руб., среднего класса — от 16 000 до 30 000 руб., премиум класса — от 30 000 до 60 000 руб., элитные от 60 000 руб. и выше.
На 1 августа 2019 года в Йошкар-Оле произведено 746 000 дверей (за аналогичный период прошлого года — 658 000 дверей), прогноз до конца года — 1 650 000 дверей, в том числе доля производимых дверей самыми крупными производителями — 52 %, средними — 11 %, остальными — 37 %. Таким образом, изготовление дверей за 8 месяцев текущего года, по отношению к аналогичному периоду прошлого года, выросло на 13 %.
Конкуренция и ниши
В 2019 году ярко выражено вымывание среднего сегмента дверей, и это отражается на дверных ателье, которые изготавливали качественные двери по комфортной цене. Ситуация усугубилась выплеском предложений похожих продуктов (конечно, с другим качеством) с ценами на 20 – 30 % дешевле. И это, конечно, сильно ударило по бизнесу средних и небольших производителей. Гиганты постепенно занимают ниши не только дешевых дверей, но и среднего и дорогого сегмента (напоминает захват продуктовыми федеральными сетями территорий и вытеснение магазинов «у дома»). Производители Йошкар-Олы ищут применение своим мощностям и готовы продавать двери с маржинальностью от 800 руб. за дверь.
Развитие
Пик инвестиций в дверные производства мы наблюдали в 2018 году, в течение 2019 года шла настройка оборудования и введения его в эксплуатацию. 8 производств обновили свои мощности, но встает вопрос загрузки и возврата инвестиций. Основная же масса производителей довольствуются тем, что имеют, но и в такой ситуации это серьезное оборудование, включающее лазеры или пробивные станки, листогибы, гильотины и камеры покраски.
Рынок рождает спрос
Йошкар-Ола всегда славилась качеством своих дверей, и почти все производители не хотят или, точнее сказать, не смогли смириться с тем, что нужно просто закрыть проем чем‑нибудь — и это сейчас называется массовый сектор. А дорогие двери продавать еще не научились, потому что это отдельная наука, отдельный сегмент продаж, где нет больших объемов, а есть индивидуальный подход, где очень важно внимание к каждой детали. Поэтому в среднем и дорогом сегменте в скором времени нас, наверное, ожидает креативный скачок, например, в термодверях, визуализации моделей и т.д. Но и объемы производств, соответственно, скорее всего, сократятся.
Вдохновение
Новые тренды в визуализации дверей мы наблюдали на международных выставках России и других стран, но все это в будущем, а сегодня неизменно: овальная фурнитура, цвет хром, российские или китайские замки, всем известная ручка — и это более 90 % рынка. Толщина дверей, мне кажется, пережила самые «толстые» времена. Новые материалы очень тяжело внедряются у производителей, не говоря уже об электронике.
В основном в головах у потребителей нет сформированной потребности с точки зрения дизайна и удобной функциональности двери, а предложения достаточно консервативны. Но в любом сегменте, не считая единичных случаев, выбор двери в итоге сводится к ее цене.
Думаем о завтрашнем дне
Неопределенность рождает опасения о своем будущем, и ни один производитель в Йошкар-Оле не знает, что будет с рынком дверей завтра, но все живут только этим бизнесом, другого для них нет. Все понимают, что на одном месте сидеть уже не получится, и приходится предпринимать усилия по поиску новых возможностей, поэтому 2019 год для марийских производителей — это год поиска новых возможностей. Кто быстрее вложится в разработку и продвижение своих торговых марок, у того и будет возможность выжить и развиваться на дверном рынке России.