Эта статья относится к разделам: Аналитика
14.11.2019
Андрей Гавриков, начальник департамента ассортимента и ценообразования «Торэкс» (Саратов)
Сначала 2015 года мы переживали «кризисные явления», потом в 2016 году все ждали «дна», чтобы от него оттолкнуться. Не дождавшись его, многие стали называть это «новой экономической реальностью». В конце 2018-го — первой половине 2019-го некоторые «дверники» даже увидели «свет в конце туннеля» … Есть и те, кто пошел на «тот свет».
Что в сухом остатке мы имеем во второй половине 2019 года?
Общий объем рынка в штуках и, особенно, в рублях стал меньше, чем это было в 2014 году. Все сегменты «потеряли», кроме сегмента 10 – 15 тысяч рублей (в розничных ценах). Он — единственный, который ничего не потерял, а возможно, даже прирос. Изначальная причина этого очевидна — снижение доходов населения.
К этой причине в 2018 – 2019 годах добавилась и смена потребительских приоритетов. Первопричиной этих изменений стала политика государства, направленная на развитие ипотеки для «широких слоев населения». В этот процесс решили более активно включить потребителей сегмента «средний» и «средний–». Банки подходы поменяли сразу, вслед за ними сделали это и застройщики. Потребители с небольшими доходами и с большим энтузиазмом откликнулись на новые возможности по улучшению своих жилищных условий. Об этом свидетельствует доля небольших кредитов — до 3 млн руб.
Бурный рост ипотечного кредитования на 35 – 40 % пришелся на 2017 – 2018 гг.
Суть этого процесса — «социальной ипотеки» — понятна: потребитель получает квартиру с минимально необходимым для проживания, куда входит более-менее «приличная» входная дверь. Оформляй кредит, заезжай, живи и плати… несколько десятков лет.
Многие, кто ориентирован только на розничный сегмент рынка, уже почувствовали результаты этой политики. Объем дверей в «свободной продаже» существенно сократился. Народ в «строительные» и «хозяйственные» гипермаркеты идет, но берет не двери, а то, чего не было в квартире на момент ее приобретения.
А за тех, кому все‑таки нужна дверь, развернулась полновесная «ценовая война»:
1. Продавцы, борясь за продажи, снижают цены, продавливая на это и производителей.
2. Производители вынужденно ведутся, но «упрощают» конструкцию двери, заменяя материалы на те, что могут принести пусть если не прибыль, так доход.
3. В результате покупатель получает дверь «подешевле», но часто не такую, как видел на витрине. Нередко это выглядит как подлог, когда на витрине показали дверь с 70‑м полотном, а установили с 60‑м.
«Социальная ипотека» будет расти и дальше. Сегодня в этом заинтересованы не только и даже не столько застройщики. На это направлены усилия правительства, которое должно увеличить объемы строительства с 80 млн до 120 млн кв. м в год. В этом заинтересованы банки, которым это направление обеспечивает хороший рост доходности. Этого хотят и потребители, которые получили в общем‑то неплохой шанс «решить квартирный вопрос».
Именно мейнстрим «социальной ипотеки» будет определять лицо нашей отрасли в ближайшие годы.
В чем это будет выражаться и к чему это может привести.
Дальнейшее сокращение сегмента «розничные продажи» и рост сегмента «дверей для стройки».
Очевидно, что, купив квартиру, менять входную дверь теперь будут через годы, поэтому нас ждет сокращение количества продавцов. «Первые ласточки» уже прилетели в 2018 и 2019 годах.
Необходимость предоставлять застройщикам «комплексное решение», то есть не просто входные двери для квартир, а предложение для всех «проемов», включая противопожарные двери, технические двери, люки, входные группы и так далее.
У нас пока не так много производств, которые готовы и могут обеспечивать эти требования с учетом наличия всех сертификатов, с отсрочкой платежа или оплатой «бартером» в виде квартир. Крупные застройщики начали организовывать собственные дверные производства, надеясь при этом получить дополнительную маржу, которую сегодня производители дверей пытаются получить при поставке дверей на стройку.